ШОС: cкажи мне, кто твой друг:
2008-10-03 13:09 Российский миротворец ::
В современном мире непросто разобраться с хитросплетениями связей, контактов и партнерств, существующих между отдельными государствами и международными организациями. Так, ряд стран - членов ШОС одновременно являются участниками таких организаций, как СНГ, ОДКБ, ОБСЕ, ЕврАзЭС, ОЭС, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и ряда других. В то же время ШОС как организация развивает сотрудничество с ОБСЕ, СНГ, АСЕАН, ОДКБ, ЕС, Лигой Арабских государств, Организацией Исламская конференция и другими.
Приоритеты во внешних связях любой структуры, естественно, определяются ее основными программными целями и лимитируются различиями в национальных интересах и предпочтениях ее участников. На наш взгляд, полная ясность в приоритетах ШОС на международной арене пока не достигнута.
В главном документе Шанхайского юбилейного саммита 2006 года, "Декларации пятилетия ШОС", разъясняются отдельные цели организации. Так, подчеркивается, что государства - участники ШОС будут оказывать друг другу поддержку в отстаивании принципиальных позиций в деле защиты суверенитета, безопасности и территориальной целостности и предпринимаемым в этих целях усилиям. В Декларации говорится, что страны ШОС не позволят использовать их территорию для нанесения ущерба суверенитету, безопасности и территориальной целостности других государств-членов и будут пресекать на своих территориях деятельность организаций или группировок, наносящих ущерб интересам государств - членов, кроме того, государства - члены ШОС обязались не участвовать в союзах и объединениях, которые могут нанести ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности государств - членов. С учетом этого государства-члены договорились приступить к согласованию вопроса по заключению в рамках ШОС многостороннего правового документа о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. При условии реализации принятых проектов, в перспективе ШОС будет играть ведущую роль в формировании политико-экономического порядка в азиатском регионе.
Последнее заявление, наверное, носит декларативный характер: до роли ведущей организации в АТР ШОС еще очень далеко, как бы успешно ее проекты не реализовывались. Однако сформулированные в Декларации принципы четко определяют перечень предпочтительных для нее международных партнеров.
Принципиально важным шагом стало подписание в апреле 2005 года меморандумов о взаимопонимании между ШОС и АСЕАН, ШОС и СНГ. Логичным было бы ожидать дальнейшего развития сотрудничества с "дочерними" институтами АСЕАН, например, с АРФ или в формате "АСЕАН+ШОС". Но здесь уже вступают в силу соображения внешнеполитических приоритетов Китая, у которого могут быть свои взгляды на активизацию ШОС в Юго-Восточной Азии.
А вот следующий внешнеполитический шаг ШОС вызвал серьезный резонанс в мире: участники саммита в столице Казахстана (июль 2005 г.) приняли декларацию с призывом к США определить сроки вывода американских баз из Киргизии и Узбекистана. Как известно, эти базы появились там с началом военной операции США против режима "Талибан" в Афганистане, без одобрения со стороны участников ШОС это было бы невозможным. Но в 2005 году Запад обвинил Узбекистан в массовых нарушениях прав человека в ходе событий в Андижане и ввел против него санкции.
Сам по себе Ташкент едва ли рискнул бы потребовать вывода базы НАТО в Карши - Ханабаде - других инструментов для ответных мер у него, в принципе, и не было. Поддержка со стороны ШОС сделала эту меру легитимной, и база была выведена. Одновременно и Киргизия смогла поправить свое экономическое положение, в несколько раз повысив ставку арендной платы за использование ВС США авиабазы Кант. Не исключено, что в обмен на такую поддержку Узбекистан резко активизировал свое участие в ШОС, в частности, контакты в военной области.
В октябре 2007 года члены ШОС подписали в Душанбе (Таджикистан) Меморандум о взаимопонимании с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с целью расширить сотрудничество по таким направлениям как борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия, трансграничной преступностью и наркоторговлей. Однако переоценивать значимость этого шага, по нашему мнению, не стоит. Ведь сам меморандум не более чем создает юридическую и процедурную базу для обмена информацией и решения отдельных вопросов взаимодействия между секретариатами двух организаций. Тем не менее, это первое соглашение, заключенное между ШОС и организацией, хотя и имеющей преимущественно виртуальный характер, но все же занимающейся исключительно вопросами коллективной безопасности.
Проще всего анализировать проблемы взаимодействия между ШОС и НАТО - эти две организации официально отношений друг с другом не имеют. Причем это, похоже, принципиальная позиция НАТО. И ведь если бы дело заключалось только в понятной настороженности Брюсселя по отношению к возможному стратегическому противнику... Но, как видно из текста упомянутого доклада о роли НАТО в обеспечении безопасности Центральной Азии, страны Альянса воспринимают весь этот огромный и сложный регион как набор стандартных пропагандистских клише - коррупция, загрязнение окружающей среды, авторитарное руководство и т.д. Некоторые положения из текста доклада просто удивляют, например, о "неуклонно сокращающейся численности населения государств Центральной Азии", о том, что СССР якобы проводил в Казахстане ядерные испытания, начиная с 1947 года, и тому подобное. При таком отношении неудивительно, что дела у НАТО в Афганистане - это ведь та же Центральная Азия! - идут все хуже и хуже.
Современная ситуация у южных границ зоны ответственности ШОС все же настоятельно требует установления практического сотрудничества с Международными силами по поддержанию безопасности (МСПБ) НАТО в Афганистане, особенно в интересах пресечения наркотрафика из Афганистана через страны ШОС и далее в Европу и Северную Америку. Ведь для ШОС это является важнейшим приоритетом. В 2002 году ШОС признала полезным создание антинаркотической системы безопасности по периметру границ Афганистана. В 2004 году было подписано соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Относительно недавно было предложено создать координационный механизм ШОС по борьбе с контрабандой наркотиков, что в целом будет способствовать серьезному подкреплению международных усилий в борьбе c наркотрафиком.
Но пока со стороны НАТО особой заинтересованности в налаживании такого сотрудничества не видно, хотя, возможно, Альянс был бы очень не против включить воинские контингенты из стран ШОС в состав МСПБ. А контакты с ШОС по ситуации в Афганистане, без чего сегодня реально не обойтись, НАТО, вероятно, осуществляет через ЕС, который сотрудничает с ШОС весьма активно.
С. Смирнов