CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Отступление хлопка

25 октября 2008

Отступление хлопка

24 октября 2008г. ? 41 (819), Деловая Неделя, Казахстан

Андрей САИДОВ, Ташкент

Каримов распорядился сократить посевы хлопчатника в Узбекистане

Президент Ислам Каримов подписал указ - с 2009 года

сократить посевы хлопчатника на 75,8 тыс. гектаров - с нынешних 1,391 млн. до 1,314 млн. га. Производство хлопка-сырца в Узбекистане в 2009 году, соответственно, сокращается на 200 тысяч тонн. До 3,2 млн. тонн хлопка-сырца вместо 3,4 млн., предусмотренных государственным планом на нынешний год. На освобожденных от хлопка землях будут выращивать продовольственные культуры. В первую очередь - зерновые, посевные площади которых увеличиваются на 50 тыс. га. Засев озимых начнется уже в ноябре с использованием семян, заготовленных в государственных фондах сверх обычных объемов. Аграрным ведомствам также предписано с учетом наличия водных ресурсов расширить посевы масличных, бахчевых и кормовых культур на богарных землях. Согласно тексту указа, решение принято в связи с повторяющимся маловодьем, устойчивым ростом мировых цен на продукты, а также для обеспечения внутренних потребностей в продовольствии и повышения благосостояния сельского населения.

Уступая природе и рынку

Комментарии к указу, публикуемые в государственных СМИ, настоятельно подчеркивают, что производство и экспорт хлопка останутся важнейшим направлением развития агропромышленного комплекса страны, поскольку хлопок и впредь будет востребован на мировом рынке. Но пришедший на смену относительно благополучным годам период нарастающего маловодья в регионе серьезно сказывается на урожайности хлопчатника - как раз в том факторе, успехом которого официальный Ташкент объяснял рекордные урожаи 2005-2006 гг. В заслугу отрасли ставились и эффективные агротехнические мероприятия, обеспечившие высокий урожай - в 3,6 млн. тонн в 2007 году, когда появились первые признаки засухи. Но в 2008 году обеспеченность поливной водой во всех регионах не превысила 75% от расчетной нормы, и не особо помог государственный надзор за ее более рациональным использованием. Как и административная кампания «Период нежности», усилившая чиновный надзор за трудом фермеров в разгар летней вегетации.

По мнению специалистов, дефицит поливной воды истощил растения, что привело к задержке раскрытия хлопковых коробочек. Государственный план по заготовке сырца намечалось осуществить к середине октября, но теперь сроки его выполнения отодвигаются на ноябрь, хотя хлопка на полях уже, очевидно, мало, а собранный с запозданием мокнет под осенними дождями, теряя товарную пригодность. Правда, выполнение контрактов на поставку в 2008-2009 гг. 950 тысяч тонн хлопкового волокна, заключенных с импортерами на прошлой неделе на IV Международной узбекской хлопковой ярмарке, не вызывает больших опасений. Поскольку остались запасы от прошлых рекордных сборов. Но их пополнение урожаем нынешнего года, по официальным сводкам, уже собранным на 90%, вызывает чрезвычайное напряжение сил не только узбекских фермеров, но практически всего населения страны, мобилизованного властями на «добровольную» помощь отрасли.

А по заявлениям оппозиции, как во времена СССР, в ход снова пошли масштабные приписки, и запланированные 3,4 млн. тонн могут быть реально не собраны. Так что объемы будущих экспортных фьючерсов на волокно с учетом собственных планов Ташкента почти вдвое увеличить его внутреннюю переработку могут быть скорректированы. Но, вероятно, пока не слишком радикально. Хлопок еще надолго останется «становым хребтом» экономики Узбекистана, обеспечивающим значительную часть поступлений в бюджет, как и личную прибыль властной элиты. Даже незначительное сокращение его производства под натиском объективных условий дается властям ценой больших моральных усилий.

Поскольку ценность «белого золота» как главного национального достояния и гордость за успехи хлопковой отрасли составляют стержень государственной идеологии, поддерживающий всю политико-экономическую систему, в которой у фермеров-производителей, именуемых «частными собственниками» и «хозяевами земли», фактически нет никаких прав на эту землю, на самостоятельный выбор посевных культур и формирование закупочных цен. Вместе с договором аренды они получают и государственный план-заказ, отступление от которого почти равносильно бунту против государства.

В середине 90-х годов президент Каримов радикально корректировал аграрный сектор, внедрив вместе с фермерством хлопково-зерновой севооборот, более чем на треть сокративший площади хлопковых плантаций и позволивший к началу нового века объявить о достижении Узбекистаном «зерновой независимости» и преодолении монокультуры как наследия колониального прошлого. Нынешняя переориентация выглядит несравненно скромнее - пока всего на 1%. При этом жителям страны, где за последний год в несколько раз несравнимо с ростом доходов подорожали мясо, картофель, лук и рис, предлагается проверить, насколько эффективно этот процент предохранит их карманы и желудки от ценовых потрясений на мировом рынке. Но, по мнению многих наблюдателей, объявленное отступление хлопка может быть лишь пробным шагом, развитие которого во многом зависит от внешних обстоятельств.

Хлопковый бойкот расползается

Как уже сообщала «ДН», бойкот узбекского хлопка, объявленный в августе 2008 года рядом торговых компаний США и Европы в знак протеста против использования труда детей на сборе урожая, практически не повлиял на результаты фьючерсных торгов на IV Международной хлопковой ярмарке в Ташкенте.

Поскольку основными участниками ярмарки стали импортеры хлопкового волокна из Китая, России, Бангладеш, Индии, Пакистана, Ирана, Южной Кореи и Объединенных Арабских Эмиратов, предпочитающих хлопок из Узбекистана в связи с его доступными ценами и недорогой транспортировкой. Но уже вскоре Бангладеш, получающий три четверти своих валютных доходов - около $10 млрд. от текстильного экспорта и закупающий 65% хлопкового волокна у Узбекистана, столкнулся с давлением западных ритейлеров.

По информации агентства Reuters, крупнейшие потребители предметов одежды и текстиля на Западе: Wal-Mart, Tesco, Hennes & Mauritz, JC Penney and Marks and Spencer уведомили правительство Бангладеш о своем решении отказаться от импорта любых текстильных изделий, изготовленных из узбекского хлопка. Это обстоятельство насторожило производителей текстиля в Бангладеш, так как вынужденная замена хлопкового импорта из Узбекистана, по словам президента Ассоциации текстильных предприятий Абдул Хай Саркера, угрожает привести к удорожанию себестоимости конечной продукции на 20%. Правительство Бангладеш направило официальный запрос в Ташкент, в ответ на который получило официальные заверения, что вопрос об использовании принудительного труда детей на хлопковых плантациях в Узбекистане - надуманный результат «заговора и слухов».

Из-за отсутствия какой-либо публичной реакции со стороны официальных лиц в Ташкенте, чрезвычайно трудно судить, какое впечатление этот инцидент произвел на руководителей Узбекистана. Подробности контрактов, заключенных на IV международной ярмарке, вообще не особенно афишируются в официальных источниках, хотя известно, что основные закупки узбекского хлопка в сезоне 2008-2009 г.г. намереваются осуществить текстильные компании Китая - дружественной Узбекистану страны, связанной с Ташкентом не только, и даже не столько экономическим, сколько политическим партнерством. И это, по идее, должно придавать уверенности в прочных перспективах узбекского хлопкового экспорта на внешнем рынке. Однако бизнес есть бизнес, и некоторые эксперты не исключают, что объявленные прямо накануне ярмарки планы правительства Узбекистана частично заместить экспорт волокна увеличением его внутренней переработки, как и сокращение посевных площадей под хлопчатник, могут подстегиваться опасениями, что хлопковый бойкот, начатый на Западе, распространится и на азиатских производителей текстиля. Чей сбыт зависит от ритейлеров сетей Wal-Mart, Tesco. Однако для беспокойства находятся и более близкие причины.

Воды не станет больше

В свете обострившихся с наступлением маловодья давнишних разногласий между правительствами Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана о воде, приятной неожиданностью стало компромиссное соглашение о совместном использовании водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона в 2008-2009 годах, подписанное 18 октября в Алматы по итогам совещания руководителей заинтересованных ведомств четырех стран.

О том, что Ташкент, похоже, согласился отодвинуть на задний план вопрос о трансграничном статусе рек, орошающих плантации узбекского хлопка, стало известно еще на минувшем саммите СНГ в Бишкеке. Уже тогда Ислам Каримов дал принципиальное согласие поставлять Кыргызстану, в условиях маловодья переживающему острый энергетический кризис, 150 млн. кубометров природного газа сверх обычных контрактов в обмен на экономию воды, питающей Сырдарью. К этому прибавилось намерение пропустить в Кыргызстан туркменский газ и намерение вместе с Казахстаном закупать у Бишкека 1 млрд. 200 млн. кВт/ч электроэнергии для обеспечения стока из Токтогульского водохранилища в Нарын и Сырдарью в вегетацию 2009 года. По мнению российских аналитиков, неожиданная уступчивость руководства Узбекистана, изнутри страны выглядящая настоящим братским самопожертвованием, во многом обусловлена общей позицией соседних стран СНГ. В частности российский «Газпром», еще во время саммита пообещавший, в крайнем случае, поставить Кыргызстану газ из объемов, закупаемых концерном в Узбекистане, фактически лишил Ташкент основного «силового рычага» в спорах о воде с Бишкеком. Возможно, оказало влияние и согласие Казахстана накануне нынешней зимы сделать годовую предоплату кыргызстанским энергетикам за 530 кВт/ч, на которые они закупят 160 тонн угля и 35 тысяч тон мазута для загрузки Бишкекской ТЭЦ. Это позволит за зиму удержать необходимый запас воды в Токтогульском водохранилище и не спускать ее для выработки электроэнергии, чтобы и накопить воду для летних попусков в Нарын и Сырдарью, для орошения посевных площадей в Ферганской долине и на юге Казахстана.

Так или иначе, компромисс был достигнут. Впрочем, изнутри Узбекистана он выглядит не столь радужно. Хотя бы потому, что по протоколу соглашения, Кыргызстан может гарантировать накопление воды в истощенном Токтогуле к началу вегетации 2009 года в объеме, «не менее объема на начало вегетационного периода 2008 года», пережитого узбекским хлопководством как маловодный и малоурожайный в итоге. Природа, конечно, может распорядиться и более щедро. Однако гидрологи прогнозируют лишь сохранение дефицита воды в регионе в ближайшие пять-семь лет, на фоне более долгосрочной тенденции глобального потепления и истощения водных ресурсов. Но и при самом благоприятном сценарии прежние разногласия по воде далеко не исчерпаны. Парламент Кыргызстана не так давно признал законным право страны считать водные ресурсы, формирующиеся на ее территории товаром, за который, по гласному мнению кыргызских экспертов, можно взимать с соседних стран, лежащих ниже по течению, плату до $6,5 млн. ежегодно. Уже при частичном восстановлении нынешнего дефицита энергии и водных ресурсов вопрос о цене последних может всплыть в умах политиков. С другой стороны, Таджикистан, планируя наращивать мощности своей гидроэнергетики строительством новых дамб на Памире, не принимает всерьез опасений Узбекистана за водный баланс трансграничных водотоков. И наконец, новый глава Минсельхоза Афганистана Мохаммад Асеф Рахими, едва вступив в должность, на днях публично выступил против утечки водных ресурсов в сопредельные страны, предложив строить дамбы на реках, питающих Амударью. Поэтому нынешнее минимальное отступление хлопка в Узбекистане, пока выглядящее временным тактическим маневром, имеет все шансы в ближайшем будущем превратиться в вынужденную стратегию. Хотя власти страны, конечно, постараются этого не допустить.

Последний штурм урожая

На хлопковых плантациях в Узбекистане тем временем всенародная «битва за урожай» 2008 года вступает в последнюю, самую драматическую фазу. Из-за продления западного бойкота власти уже совсем перестали осторожничать с привлечением к сбору хлопка несовершеннолетних школьников, трудящихся на полях наравне с остальными категориями граждан - служащими, студентами, аксакалами, милицией и военными. С нынешней пятницы синоптики обещают новую волну похолодания и дождей, делающих несобранные остатки хлопка непригодными для производства волокна. Поэтому «в бой» идет последний резерв - к сбору хлопка привлечены даже сотрудники системы Главного управления исполнения наказаний МВД Узбекистана. Во имя урожая охрана колоний, где содержатся уголовники и политические противники существующего режима, по сведениям независимого агентства Uzmetronom, осуществляется в усеченном варианте. Одновременно редакции областных газет от имени общества призывают общество не посрамить славу великих предков - Амира Темура, Захиритдина Бабура и Алишера Навои, выполнить «священный долг» и оправдать доверие руководства страны, ожидающего от граждан самоотверженности.

В Андижанской области газеты призывают на битву за урожай даже мусульманское духовенство: «В чреде благих наставлений, проповедуемых вами, самым уместным и востребованным является призыв к тому, чтобы помочь дехканам в сборе урожая хлопка-сырца». Битва продолжается. Урожай все никак не сдается...

dn.kz

Предыдущая статьяКому поют романсы кыргызские финансы?
Следующая статьяВашингтон-Тегеран: от угрозы войны - к дружбе?