CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Версии «подозреваемого свидетеля»

25 октября 2008

Версии «подозреваемого свидетеля»

24.10.2008 г., Новая газета - Казахстан

Амиржан Косанов, обозреватель «Новой» -Казахстан»

Это дело оказалось универсальным. Благодаря ему попутно решается целый комплекс задач

Казахстанская власть готова идти на политические потери ради финансовых приобретений

Сложно (да и, наверное, невозможно) абсолютно беспристрастно писать про событие, где ты сам участник. Неминуемы субъективизм и тенденциозность. Но у такого расклада есть и другая сторона: имея дополнительную (как это сейчас модно говорить, «инсайдерскую») информацию, можно подробнее остановиться на внутренних перипетиях отдельно взятой темы. Что уже неплохо. Ибо чем больше сведений, тем яснее и выпуклее картина.

Итак, август 2008 года. В подъезд дома, где я проживаю, показательно шумно стучатся двое полицейских. И требуют от моих домашних немедленно представить им меня. Однако я в это время отсутствовал.

На следующее утро спозаранку у входа в мой подъезд появился участковый полицейский с повесткой явиться через полчаса в Следственный комитет МВД РК по «касающемуся меня вопросу».

Естественно, я не успевал, пришел в другое время. Меня сразу же огорошили вопросом: «Знаете ли Вы Костанова, который был зверски убит такого-то числа?»...

К чему я привожу такие мелкие подробности? Думаю, в самом начале раскрутки «процесса об укрывательстве» присутствовал элемент внезапности, психологического давления на потенциальных подозреваемых. Которые, по идее инициаторов уголовного дела, должны были опешить и выдать им необходимые «секреты».

С тех пор новость о возбуждении очередного уголовного дела в отношении нас стала не только политическим хитом. Она с каждым днем обрастает все новыми и порой взаимоисключающими подробностями.

И я задаюсь законным вопросом: «Почему инициировано это дело?».

У меня, как у «подозреваемого свидетеля», на сегодня родились три разные версии.

Первая уже озвучена нами: это попытка расправы с неугодными политиками. Видимо, кому-то очень нужно было, чтобы три года спустя всплыли наши подписи на известных письмах в Украину. Не думаю, что нашими доморощенными пинкертонами изначально задумывался именно такой политизированный поворот в рядовом деле об убийстве (сколько, к сожалению, таких дел, которым у нас не придается никакого значения).

Что знаменательно, это дело оказалось универсальным. Благодаря ему попутно решается целый комплекс задач. Это и очернение наших имен: смотрите, кого они защищают - заказчика убийства. Криминализировать политическую оппозицию, что может быть эффективнее накануне выборов?

Версия вторая: мы - «жертва» разборок в высших эшелонах власти. Как утверждают некоторые (в том числе и независимые) СМИ, во власти происходит очередная перегруппировка сил - вместо миролюбивых «голубей» приходят кровожадные «ястребы».

И эта группа якобы решает две взаимосвязанные задачи. Первая - закручивание гаек, которое смогло бы нейтрализовать (хотя бы на время возможных выборов) оппонентов режима. Вторая, дальняя и тонкая задача - дискредитация президента посредством обнародования фактов его гонений на оппозицию.

Эта версия слаба тем, что не надо считать президента за простака. Думаю, у него пока еще есть все механизмы контроля над своими птенцами, независимо от породы и окраски.

Но, смотрите, - и это парадокс! - данная версия по-своему сильна: в нашей стране на самом деле никакие политические телодвижения не происходят без ведома главы государства. Тогда для каждого понимающего сие обстоятельство (внутри страны и за ее пределами) полная дискредитация президента, с таким трудом добившегося председательствования в ОБСЕ.

Хотя такая примитивная «орнитологическая» квалификация групп влияния во власти вряд ли имеет право на жизнь. Ибо в нашей стране априори невозможно публичное разделение единой команды президента. Скрытое, негласное для общества - да. Но только не скрытое и не негласное от всевидящего ока президента!

Есть и третья версия, которая, на первый взгляд, кажется совсем уж неуместной. Но она озвучивается в кулуарах. То есть речь может идти об элементарном рейдерстве.

Поясню. Известно, что и убитый, и обвиняемый в убийстве - бизнесмены. Только недавно в СМИ прошла информация о событиях вокруг Международной Академии Бизнеса, связанных с именем одного из подозреваемых. Известно, что другие мои коллеги по делу в свое время тоже занимались бизнесом.

А ведь для многих наших властьимущих главный фетиш не «Стратегия-2030», а... деньги. И посему при обсуждении их поведения надо смотреть в финансовый корень.

Да и рейдерство у них в крови. Это для них - самый прибыльный, самый надежный (правда, до поры до времени), самый незатратный (без учета отката за «крышу») вид бизнеса. Он формулируется просто - превращение административного ресурса в ресурс в виде хрустящих купюр или собственности. Тем более общемировой кризис ныне, как никогда, на руку рейдерам.

И иного на ум не приходит: если нет ближайших политических задач для дискредитации оппозиции (а сам президент заявил, что досрочных выборов не будет), зачем заваривать такую кашу?

Хотя в наших условиях, позволяющих творить беззаконие, власть (или ее часть) вполне могла бы пойти на политические потери ради финансовых приобретений.

Но, повторяю, все это версии.

А у каждой версии - свое начало и свой... конец. Подоплеку которых мы узнаем совсем скоро.

Официальную - когда наш «самый справедливый» суд вынесет решение на базе обвинения прокурора.

Правдивую - когда Время вынесет свой вердикт.

novgaz.com

Предыдущая статьяАудит «голубой мечты»
Следующая статьяФАО откроет представительство в Казахстане