Аудит «голубой мечты»
24.10.2008 г., Новая газета - Казахстан - Виталий Волков, эксперт по Центральной Азии в Германии
Крушение «голубой мечты» вызовет - и это отлично понимают в Ашхабаде - необратимые для власти последствия
Справедлива ли британская оценка запасов туркменского газа
Наконец-то это случилось. Туркменское информационное агентство ТДХ сообщило, что в ходе заседания правительства получили огласку результаты аудита перспективного газового месторождения Южный Иолотань - Осман. Сделал это менеджер британской компании GCA Джим Гиллетт, который был приглашен на заседание кабинета министров. Согласно ТДХ, Гиллертт сообщил, что оптимальная оценка запасов месторождения в пять раз превышает запасы крупнейшего туркменского месторождения Довлетабад, а это уже ставит Южный Иолотань - Осман по размерам на пятое или четвертое место в мире. При этом допуск в оценке британская компания заложила весьма широкий - от минимум 4 до максимум 14 трлн. кубометров.
Означает ли это, что завеса тайны об объемах разведанного туркменского газа, как в годы правления С. Ниязова, так и в первый год руководства Г. Бердымухамедова, спала, и теперь иностранным инвесторам можно больше не опасаться игры втемную и нести в страну свои миллиарды на газовые проекты? А тем, кто уже связан с Ашхабадом контрактами на поставку газа в России, Китае, Иране и в Европе, можно спать спокойно и более не тревожиться, сможет ли партнер их выполнить?
Судя по сдержанной реакции западных, да и российских экспертов, эйфория преждевременна.
Начнем с того, что даже если верить ТДХ и господину Гиллертту, то на нынешнюю ситуацию на газовом рынке это не сильно влияет. Как сказал в интервью радиостанции «Немецкая Волна» эксперт по газовым маршрутам Роланд Гетц: «Пока ничего не будет меняться. Месторождения должны быть сначала разработаны. Лет через 10 добыча газа в Туркмении существенно увеличится. И тогда Туркмения сможет экспортировать столько, сколько уже давно собирается. Возрастут объемы экспорта в Россию, в Китай, чуть меньше, но также возрастут объемы экспорта в Иран и Турцию. Мы говорим о долгосрочной перспективе. В ближайшие два- три года ничего существенного не произойдет. Сначала Туркменистан увеличит поставки газа в Россию, для чего должен будет увеличить пропускную мощность трубопроводов или построить новые. Потом, в 2009 - 2010 годах, будет построен трубопровод в Китай. Что будет дальше, пока неясно. Возможно, объемы поставок в Россию и Китай будут увеличены. Возможно, возрастут объемы поставок в Иран и в Турцию».
С другой стороны, имеются серьезные сомнения в том, что заявление об аудите, переданное ТДХ, можно воспринимать, как говорится, «один в один». Сомнения эти основаны на целом ряде соображений, воспоминаний и сопоставлений.
Во-первых, С. Ниязов и его пресса не раз, причем с привлечением названий западных аудиторских компаний, объявляли об открытии гигантских газовых запасов. В том числе и в Иолотане. Назывались и цифры. Но каждый раз от самого аудита туркменская сторона отказывалась. Многих наблюдателей смущало это, однако они лишь разводили руками. Мол, понятно, что сам Туркменбаши соврет и недорого возьмет, но вряд ли западные фирмы столь уж откровенно пойдут на подлог или, точнее, на пускание газа в глаза.
Ответ был известен лишь самым информированным инсайдерам: Сапармурат Ниязов через своего доверенного турецкого бизнесмена, советника по экономическим вопросам А. Чалика, осуществлявшего «выход Туркмении на Запад», договаривался о покупке лицензий известных компаний на проведение аудита подставными турецкими и иными фирмами, которые от имени компаний давали те результаты, которые были нужны.
Правда, после смерти Ниязова Чалик был отдален от самого кормила власти, но компания-то GCA зашла на туркменский «рынок» еще в ниязовские времена! В 2004 году она, по туркменским же сообщениям, проводила газовый аудит в стране! А тогда случайных людей туда не допускали.
Не говоря о том, что специалистов изрядно смущает та «вилка», которую озвучили на заседании правительства - от 4 до 14 триллионов кубометров. А, извините, как тогда мерили, на основании чего считали, если погрешность превышает саму величину?
Но дальше - больше. Вспомним, что в начале этого года Ашхабад не выполнил обещание Г. Бердымухамедова, который, встретившись в декабре 2007 года с представителями США и Евросоюза, заверил, что предоставит результаты аудита месторождения в январе 2008-го. Но по информации, поступившей от источника в министерстве нефтегазовой промышленности, реальную подготовку таких материалов в Туркмении не начали ни в декабре, ни в январе. Соответствующих распоряжений и не поступало! Зато приступили к иному процессу - поиску аудиторской компании, которая подошла бы Г. Бердымухамедову по следующему главному критерию: удовлетворить западных партнеров и, с другой стороны, быть уверенным, что результаты аудита не выйдут из-под контроля.
Поиск продолжался долго, и лишь в апреле туркменская сторона объявила о привлечении GCA.
Что касается данных, которые были переданы для обработки, то, по имеющейся инсайдерской информации, речь идет о старых советских данных геологоразведки, хотя внутренний аудит за последние годы в республике проводился дважды. Но его результаты были полностью засекречены и ни разу не приводились туркменской стороной в качестве подтверждения своих заверений.
Что касается GCA, то, как еще в апреле оценивала это решение Ашхабада одна из западных экспертных организаций, «подготовка заключения по аудиту займет около месяца при самых благоприятных условиях и потребует определенной гибкости и понимания туркменских реалий, чем, видимо, компания обладает в полной мере, иначе не получила бы этот контракт»!
При этом уже осенью источник в Туркмении сообщил, что президент страны на встрече с руководством одной из иностранных фирм осторожно высказал сомнение в объективности результатов аудита, проводимого британской компанией. Высказал, как бы намекнув, что может поискать аудиторов и в другом месте - и сразу получил от GCA результат. Если и не стопроцентно желанный (конечно, Ашхабаду приятнее было бы услышать про 10-14 триллионов, а не про 4-14), то вполне оставляющий на плаву, и еще на долгое время, мечту инвесторов об огромных запасах, таящихся в недрах республики.
Мечту, на поддержании которой сосредоточены сегодня все (!) силы нынешней власти, поскольку она, как показали ниязовские времена, позволяет этой власти балансировать между Западом и Россией, творя внутри страны с населением по своей прихоти полный произвол и держа его не только в ежовых рукавицах, но и на голодном пайке. Крушение же этой «голубой мечты» вызовет - и это отлично понимают в Ашхабаде - необратимые для власти последствия.