ИРАН ОБЕСПЕЧИВАЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ КОНКУРЕНТА БТД,
Чт. , Окт. 30, 2008 .: Zerkalo :.
построив военно-морскую базу в Ормузском проливе
Э.ВЕЛИЕВ
Все началось после того, как в начале августа американский авианосец Theodore Roosevelt вместе с флотами Великобритании и Франции завершили учения в Атлантическом океане. Корабли отрабатывали маневры по блокаде иранского побережья, после чего внушительная морская группировка двинулась в сторону Персидского залива.
В итоге в акватории Персидского залива оказались три ударные группы: первую ударную группу возглавляет Theodore Roosevelt, несущий 80 самолетов ВВС США, вторую - авианосец Ronald Reagan, третью - авианосец Iwo Jim.
Многие эксперты тогда связали активизацию американской армии с отсутствием какого бы то ни было ответа от Ирана на предложения мирового сообщества отказаться от продолжения ядерной программы в обмен на перспективное сотрудничество с Западом. Уже тогда европейскими и американскими переговорщиками говорилось, что в случае отсутствия реакции на их предложения Тегерану стоит ожидать новых резолюций и усиления давления. Осознав бессмысленность принятия очередной резолюции, США, Франция и Великобритания выбрали давление, которое должно было продемонстрировать всю серьезность намерений этих стран остановить развитие ядерной программы Тегерана. Эксперты разошлись в оценках происходящего, отмечая, что действия США и их союзников обусловлены желанием заблокировать Иран с моря, по которому из Исламской Республики вывозится около 40% топлива.
Кроме того, по мнению ряда экспертов, активизация американской армии была связана с тем, что Иран в то время собирался отвечать на попытку проведения военной операции Израилем. "Естественно, что любая страна, подвергшаяся нападению со стороны противника, будет использовать весь свой потенциал и возможности, чтобы ему противостоять, - заявил в то время командующий гвардией Ирана Мохаммад Али Джафари. - Что касается основных нефтяных маршрутов, Иран, безусловно, установит контроль над Персидским заливом и Ормузским проливом".
Кстати, еще тогда командующий 5-м военно-морским флотом США вице-адмирал Кевин Косгрифф, отвечая на высказывание Али Джафари, заявил, что США не позволят Ирану перекрыть Ормузский пролив. Таким образом, по мнению экспертов, внушительное военное присутствие союзнической армии в вышеупомянутых водах дает гарантии странам Запада в том, что нефть из стран Персидского залива будет поступать в срок.
Иранская сторона после этого не раз угрожала Соединенным Штатам "самыми серьезными мерами", вплоть до перекрытия Ормузского пролива, если под давлением Вашингтона будет продолжаться политика удушения Ирана финансовым и экономическим способом. По-видимому, угрозы Ирана все-таки были не пустыми словами. Так, выступая в эфире радиостанции "Голос Исламской Республики Иран", командующий военно-морскими силами страны адмирал Хабиболла Сайяри заявил, что Иран создает новый рубеж обороны, который при необходимости позволит ему блокировать проникновение в Персидский залив любых вражеских сил. При этом специально подчеркивается, что расчет делается не на регионального, а на внешнего противника.
Военный объект расположен в Ормузском проливе, в портовом городе Джаск, на расстоянии 1700 километров к югу от Тегерана. О вооружении и количестве личного состава базы не сообщается.
Ормузский пролив - это стратегически важный пролив, соединяющий Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе. Северное побережье принадлежит Ирану, а южное - Объединенным Арабским Эмиратам и анклаву Омана. Имеет длину 195 километров, самое узкое место пролива шириной около 54 километров. Глубина достигает 229 метров. Пролив разделен на два транспортных канала шириной около 2,5 километра каждый, разделенные друг от друга пяти километровой буферной зоной. На настоящий момент пролив является единственным морским путем, позволяющим экспортировать арабские газ и нефть в третьи страны, в частности, в США.
Так, по данным подразделения морской статистики Lloyd's, в 2006 году через Ормузский пролив проходило 33% глобального экспорта нефти по морю. Если учитывать нефтепродукты, то на долю пролива приходится около 40% глобального экспорта нефти по морю. Танкеры, как правило, используют для прохода через пролив северный канал. Далее в самом Заливе танкерный путь проходит вблизи островов Большой и Малый Томб, захваченных Ираном в декабре 1971 года, в водах, которые Иран считает своими. Кстати, территориальный спор с ОАЭ по вопросу о принадлежности островов до сих пор не урегулирован. Отметим также, что нефть из стран Персидского залива вывозится главным образом супертанкерами, имеющими водоизмещение до 500 тыс. тонн.
Напомним также, что через Ормузский пролив осуществляется значительная часть внешнеторгового оборота (не связанного напрямую с углеводородным сектором) стран Персидского залива, в первую очередь Кувейта, Бахрейна, Катара, ОАЭ, а также Ирана и Саудовской Аравии, и, отчасти, Ирака.
Кратковременное прекращение судоходства через Ормузский пролив способно привести к приостановке большей части нефтяных и газовых поставок из государств зоны Залива. В свою очередь прекращение поставок углеводородного сырья самым негативным образом отразится на мировой углеводородной конъюнктуре, мировой экономической ситуации в целом.
Напомним, что Иран уже имеет военно-морскую базу Бендер-Аббас, которая находится непосредственно в районе Ормузского пролива.
Итак, со стратегической точки зрения, кто контролирует пролив - тот владеет ключом и от Персидского залива, и от поставок энергоносителей в третьи страны.
Ряд военных экспертов уже привел ряд доводов в связи со строительством новой базы. Один из них связан с тем, что новая база создается как противовес военно-морским силам НАТО, действующим у побережья Сомали, что Тегеран рассматривает как потенциальную угрозу для своих морских коридоров и маршрутов поставки нефти. Однако специалисты в области безопасности предполагают, что возможная атака США против Ирана будет воздушной, а не наземной. Вооруженные силы Ирана, так как Вашингтон наложил на него эмбарго на поставки оружия, все еще отчасти рассчитывают на истребители и оборудование, купленные до исламской революции 1979 года, которая привела к падению поддерживаемого США шахского режима. Также страна наполнена оборудованием своего собственного производства и импортом из России и других государств.
Но, на наш взгляд, создание второй военной базы, помимо прочего, связано с еще одним немаловажным проектом. В этой связи раз напомним, что военный объект расположен в Ормузском проливе, в портовом городе Джаск. Но почему именно в этом городе?
Начнем с того, что еще в сентябре министр нефти Ирана Голямхосейн Ноузари в интервью агентству ИСНА сообщил о том, что компании из европейских и прикаспийских стран объявили о своей готовности участвовать в строительстве трубопровода Нека - Джаск. По словам министра, на данный момент завершены проектные работы и инженерно-технические исследования по строительству трубопровода и готовится тендер для выбора подрядчика.
Директор компании по производству и распределению нефтепродуктов Мохаммед Реза Наамат-заде заявил, что, по последним оценкам компании, для строительства трубопровода Нека - Джаск потребуются капиталовложения в размере как минимум 3,5 млрд. долларов. Названный трубопровод строится с целью транспортировки сырой нефти, добываемой прикаспийскими странами, на побережье Оманского залива. По словам Мохаммеда Резы Наамат-заде, для строительства трубопровода потребуется от трех до четырех лет. По трубопроводу ежесуточно будет прокачиваться 1 млн. баррелей нефти. Данный проект позволит обеспечить транспортировку нефти с севера на юг страны, трубопровод свяжет прикаспийские страны с международными нефтяными рынками. Мохаммед Реза Наамат-заде сообщил, что протяженность трубопровода составит 1 тыс. 515 км, диаметр трубы - 42 дюйма. Для обеспечения надежной прокачки нефти на трубопроводе предполагается установить 6-8 компрессорных станций.
Заместитель министра нефти по международным вопросам Ногрекар Ширази в свое время подтверждал намерения России и Казахстана участвовать в строительстве нефтепровода Нека - Джаск.
По словам Ногрекара Ширази, особенностью нового иранского проекта являются его экономичность и возможность эффективного использования уже имеющихся нефтепроводов и нефтяных сооружений. Так, например, пропускная способность действующего нефтепровода Нека - Рей составляет 250 тыс. баррелей, но может быть быстро увеличена до 500 тыс. баррелей нефти в сутки. Этот трубопровод обеспечивает транспортировку российской и казахстанской нефти на Тегеранский (Рей) и Тебризский нефтеперерабатывающие заводы по схеме SWAP.
Также сообщается, что в рамках развития проекта импорта нефти по схеме замещения (SWAP) в районе нефтяного порта Нека будет построен новый точечный нефтяной терминал для крупнотоннажных танкеров.
Кстати, еще в августе заместитель исполнительного директора Иранской национальной нефтяной компании (ИННК) по вопросам инвестиций доктор Хаджатолла Ганимифард заявил, что иранский экспортный нефтепровод Нека - Джаск будет достойным конкурентом и заменой экспортного нефтепровода Баку - Джейхан. По его словам, взрыв на территории Турции и остановка этого нефтепровода еще раз поставили под вопрос безопасность и экологическую надежность этого международного проекта. После событий в Грузии, по словам Ганимифарда, оказалось, что опасными участками этого нефтепровода являются территории не только Турции, но и Грузии.
Безусловно, транспортировка прикаспийской нефти в Иран явится серьезной конкуренцией проекту Баку - Джейхан, который Тегеран рассматривает как сугубо проект США. А учитывая, что конечным пунктом в маршруте будущего трубопровода будет портовый город Джаск, то почему бы не создать там и военно-морскую базу? Все-таки нужно как-то обеспечивать безопасность будущего трубопровода и сделать его привлекательным...