Иран готовится к "танкерной войне"
Какую роль в ней может сыграть Россия?
30/10/08 Echo
Т.АНСАРИ
Иран укрепляет свою военную инфраструктуру на побережье Персидского залива. По последним сообщениям СМИ, в частности британской ВВС, ИРИ создает новую военно-морскую базу в восточной части стратегически важного водного пути в устье Персидского залива. ЖУрналисты при этом цитируют выступление по государственному иранскому радио командующего военно-морскими силами Ирана адмирала Хабиболлу Сайяри.
Военно-морская база расположилась в порту города Джаске, в 1700 км к югу от Тегерана. Адмирал заявляет, что база в Ормузском проливе создает новую линию обороны. Сайяри отметил, что при необходимости база позволит Ирану блокировать вход в Персидском заливе любого "врага".
Как того и следовало ожидать, сообщение о новой военно-морской базе Ирана не осталось без внимания военных экспертов. По мнению которых, создавая такую базу, Иран рассчитывает усилить свое военно-морское присутствие в непосредственной близости от Оманского и Аденского заливов, где Израиль держит свои подводные лодки класса Dolphin. Кроме того, создание новой базы может быть свидетельством усиления иранского военного присутствия в Судане или же создание противовеса военно-морским силам США и НАТО, которые намерены бороться против пиратов, действующих у побережья Сомали. Тегеран рассматривает это наращивание сил как потенциальную угрозу для своих морских коридоров и маршрутов поставки нефти.
Однако при этом аналитики советуют не забывать и печальный опыт ирано-иракского конфликта, точнее, разразившуюся в его ходе "танкерную войну".
Война Ирана и Ирака началась 22 сентября 1980 года, когда иракская армия вторглась на территорию Ирана. Главной целью был контроль над провинцией Хузестан и ее главным городом Хорремшехр. Основное население этой провинции составляют не персы, а арабы, Ирак объявил ее своей "отторгнутой территорией", к тому же Хузестан чрезвычайно богат нефтью.
Стремительные удары в ходе войны, продлившейся до 1990 года, сменялись позиционными боями, периодически иракские МиГи, закупленные у СССР, бомбили Тебриз, Решт, Тегеран, именно в ходе этой войны Ирак применил против своих граждан химичское оружие.
Однако в 1984 году Иран перешел к новой тактике, объявив о готовности наносить удары по танкерам арабских стран, поддерживающих Ирак. Больше всех досталось Кувейту.
По мнению военных специалистов, во время военных действий на море танкера представляют собой прямо-таки идеальную мишень: массивные, не особо маневренные, они практически не имели шансов уйти от военной атаки,сспецифика же груза практически не оставляла морякам шансов остаться в живых.
Чаще всего танкера атаковали с небольших и маневренных артиллерийских катеров. Действовали они либо одиночно, либо небольшими тактическими группами методами засады или свободной охоты. Бывало, что катера наводили на цель по данным береговых РЛС и станций, установленных на нефтяных платформах. В качестве мишеней выбирали в основном неохраняемые суда в утренние или вечерние сумерки, реже ночью. Выпустив же по танкеру несколько снарядов или противокорабельных ракет, катера на максимальной скорости покидали район. Вскоре судоходство в Персидском заливе было по сути блокировано. В конце концов в ответ на неоднократные просьбы Кувейта США пошли на беспрецедентный шаг: кувейтские танкеры шли под американскими флагами и под защитой американских военных конвоев.
Как напоминают сегодня эксперты, за время ядерного кризиса представители ИРИ постоянно выступали с угрозами вновь развязать "танкерную войну" в том случае, если Иран подвергнется атаке со стороны США и Израиля. Более того, в Персидском заливе уже не раз проходили учения, на которых отрабатывались приемы блокирования судоходства в Ормузском проливе.
Вопрос, однако, в другом: какую роль в возможной "танкерной войне" может сыграть Россия?
Во всяком случае объем российского экспорта военно-морской техники в 2008 году превысит 600 млн. долларов - об этом на 21-м международном военно-морском салоне "Евронаваль-2008" сообщил первый заместитель генерального директора и глава делегации "Рособоронэкспорта" Иван Гончаренко. В настоящее время портфель экспортных контрактов по военно-морской технике превышает 5 млрд. долларов, причем некоторые контракты имеют срок исполнения до 2012 года.
Каким именно странам поставляет военно-морскую технику "Рособоронэкспорт", не уточняется, однако на прошлой неделе администрация США ввела новые односторонние санкции против "Рособоронэкспорта" за сотрудничество с Вооруженными силами Ирана.
В Москве, впрочем, уверены, что санкции им нипочем. Односторонние санкции США против российской компании "Рособоронэкспорт" - это попытка недобросовестной конкуренции, но эта мера не будет для России чувствительной, бодро заявляет даже президент РФ Дмитрий Медведев. Тем не менее эксперты напоминают: Иран - это одно из тех направлений, где вопрос сотрудничества с Россией чрезвычайно важен для Запада. В Москве это, судя по всему,считают для себя неплохой дипломатической "страховкой". Но в то же время очевидно: если сотрудничество Ирана и России, по мнению Запада, пересечет некую "красную черту", Иран из "страховки" для Москвы станет дополнительной проблемой во взаимоотношениях с окружающим миром.