CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Кому нужны российские вузы в Центральной Азии : Фонд стратегической культуры

23 февраля 2009

Кому нужны российские вузы в Центральной Азии

21.02.2009, Фонд стратегической культуры

Александр ШУСТОВ

Открытие в Душанбе филиала МГУ, который должен начать работу с осени 2009 г., высветило ряд острых проблем в системе образования Таджикистана и других государств Центральной Азии. Среди них - массовый перевод преподавания с русского на «титульные» языки, собственные образовательные программы и учебную литературу, повсеместно проводимый в странах Центрально-Азиатского региона после распада СССР, и вызванные этим изменения к худшему в уровне и качестве образования.

Сфера русскоязычного образования в странах ЦА сокращалась с первых лет независимости. В течение 1990-х гг. число русскоязычных школ в Туркмении уменьшилось более чем на 2/3, а в Казахстане и Узбекистане - на 1/2. В Таджикистане количество русскоязычных школ в эти годы снизилось с 90 до 30, а смешанных - на 1/3. В Туркмении же все русскоязычные школы в 2001 г. были преобразованы в смешанные и переведены на заимствованную из Турции 9-летнюю систему обучения.

Несмотря на то, что русский язык является обязательным учебным предметом во всех странах ЦА, объемы преподавания и число обучающихся на нём учеников различаются. Высшее образование на русском языке находилось в наиболее благоприятных условиях в Казахстане, где обучение в вузах было разбито на русский и казахский потоки. В 2001 г. на русском языке обучались 181 тыс. (68%) студентов. В Узбекистане объемы высшего русскоязычного образования значительно сократились, количество студентов, обучающихся на русском языке, в большинстве вузов страны снизилось в 1,5 - 2,5 раза и осталось на прежнем уровне лишь в Навоийском и Кокандском педагогических институтах. Кроме того, в республике были закрыты все русскоязычные факультеты, за исключением Ферганского университета, а преподавание русского языка переведено на уровень групп и отделений.

К февралю 2001 г. высшее образование на русском языке было почти полностью ликвидировано в Туркменистане, где обучение во всех вузах перевели на туркменский язык, а большинство кафедр русского языка закрыли. При этом в Туркменистане не было филиалов российских вузов, которые готовили бы преподавателей-русистов. По прогнозам российского МИДа, сохранение существующей ситуации через 10-15 лет сведёт употребление русского языка в Туркменистане к минимуму.

Между тем сокращение объёмов русскоязычного образования в Центральной Азии - это автоматическое снижению его общего уровня. Так, по данным проведенного в 1998 г. на территории Казахстана исследования ЮНЕСКО, качество программ, учебников и методик преподавания в школах с казахским языком обучения было на 20-30% ниже, чем в русских, а уровень грамотности их учеников нередко ниже минимальной нормы в 80%. На задававшиеся в ходе исследования вопросы неправильно отвечали и многие учителя. Желать лучшего оставляло и качество подготовки преподавателей - в школах Павлодарской области к концу 1990-х гг. высшее образование имели немногим более 50% учителей.

Во многом низкий уровень образования в «титульных» школах был связан с плохим качеством учебной литературы. Так, многочисленные ошибки присутствовали в казахстанских учебниках для начальной школы издательства «Атамура», притом что все другие учебники по распоряжению Министерства образования подлежали изъятию из школ и уничтожению. В Узбекистане Министерством образования была запрещена учебная литература российского издательства «Просвещение», хотя качество новых учебников было ниже российских, а некоторые из них содержали научные ошибки, дававшие искажённое представление о предмете.

Сокращение русскоязычного образования сопровождалось созданием в странах ЦА сети турецких учебных заведений. Сотрудничество тюркских стран СНГ с Турцией началось в 1992 г., сразу после распада СССР. Тогда для его координации в рамках Министерства иностранных дел Турции было создано агентство тюркского сотрудничества и развития, которое включало два отдела, курировавших экономические и культурные связи с новыми независимыми государствами. В январе 1993 г. был принят закон, по которому Турция взяла на себя финансирование двух совместных программ по образованию и культуре, рассчитанных на пять лет. В ходе реализации этих программ на обучение в Турцию была направлена большая группа студентов и школьников из государств ЦА. В Узбекистане, Киргизии и Туркменистане создана сеть анатолийских лицеев - средних учебных заведений с углубленным изучением турецкого и одного из западных языков, а в 14 школах тюркских стран СНГ введено преподавание турецкого языка. Для Туркменистана, планировавшего с 1992/1993 гг. ввести уроки турецкого языка во всех своих начальных школах, Турция обязалась выпустить до 150 тыс. учебников на латинской графике.

В 1995 г. два турецких ВУЗа - имени С. Демиреля и международный тюркско-казахский университет имени Ходжи Ахмада Ясеви (г. Алматы) с филиалами в Чимкенте и Кентау - были открыты в Казахстане. В отличие от других тюркских государств Казахстан и Киргизия были более заинтересованы в специалистах по экономике, дипломатии, строительству и добывающей промышленности, не участвовали в подготовке религиозных деятелей и финансировали обучение своих студентов за рубежом в равных с Турцией долях. Квоты для казахов и киргизов в турецких вузах были невелики, так как они имели возможность получать образование на родине.

Несмотря на то, что финансовая помощь тюркским государствам ЦА со стороны Турции, столкнувшейся в 1990-е гг. с серьёзными внутриполитическими и социально-экономическими проблемами, оказалась гораздо ниже ожидаемой, она привела к созданию на территории региона альтернативной системы учебных заведений, ориентированных на иные образовательные и культурные стандарты.

Определённые шаги по укреплению в странах ЦА своего культурного влияния предприняла и Россия. В 1993 г. в Киргизии, а в 1996 г. в Таджикистане были открыты Славянские университеты, ставшие одними из самых престижных вузов этих республик. В Российско-Таджикском (Славянском) университете, где преподавание велось исключительно на русском языке, около половины из 2,5 тыс. студентов, по данным на 2001 г., составляли представители коренных этносов. В составе университета действовали три факультета, готовившие специалистов по 13 специальностям. С мая 2007 г. при университете начала действовать российско-таджикская общеобразовательная школа. Российско-Киргизский (Славянский) университет стал не только ведущим учебным заведением, но и культурным центром для всего некоренного населения республики. Важнейшим направлением деятельности гуманитарного факультета являлось обучение студентов по специальностям «Учитель русского языка и литературы в киргизской школе» и «Русский язык как иностранный», что позволяло готовить квалифицированных преподавателей-русистов.

Долгое время российское образование не было представлено в Туркменистане. Лишь в 2002 г. здесь была открыта средняя школа имени А.С. Пушкина, созданная на базе общеобразовательной школы для детей военнослужащих Пограничных войск России. Школа является единственным на территории региона учебным заведением, преподавание в котором ведётся по российским программам и на русском языке. Среди её учеников в равном количестве представлены дети граждан России и Туркмении, а финансирование школы осуществляется Министерством образования РФ.

На сегодняшний день русскоязычное образование в странах ЦА является более престижным, а наблюдавшийся в начале 1990-х гг. массовый перевод детей в «титульные» школы к концу десятилетия сменился столь же массовым возвращением школьников в русскоязычные классы. В этих условиях открытие филиала МГУ в Душанбе, в рамках которого первоначально будут действовать историко-правовой, физико-математический и геологический факультеты - шаг, безусловно, востребованный и назревший. Появление в Таджикистане престижного российского вуза не только расширит ареал русского языка, но и усилит в регионе роль российской культуры, образования и науки, пространство которых все последние годы неуклонно сужалось.

fondsk.ru

Предыдущая статьяРелигиозный экстремизм и социально-экономические проблемы - угрозы безопасности Кыргызстана - Новости из Средней Азии
Следующая статья"Iran Daily": Иран - недостающее звено энергопоставок в Европу?