CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Европейский вызов председателю : Деловая Неделя

4 мая 2009

Европейский вызов председателю

1 мая 2009г. ? 17 (845), Деловая Неделя

Юрий Сигов, Вашингтон

Свой многовекторный курс во внешней политике Астане необходимо будет «подогнать» к реалиям ОБСЕ заранее

7 мая в Праге состоится заседание руководителей стран-членов Евросоюза, на котором, помимо чисто внутренних дел и забот ЕС, будут по полной программе обсуждаться и проблемы постсоветского пространства. И если еще пару лет назад подобная «европейская забота» интересовала Казахстан лишь в плане собственных как политических, так и экономических приоритетов, то теперь все европейские внешнеполитические инициативы Астана рассматривает через призму своего будущего председательства в ОБСЕ.

Основная тяжесть председательства Казахстана в ОБСЕ ляжет, видимо, на министра иностранных дел Марата Тажина

До его начала осталось не так уж много времени. И хотя руководство Казахстана уже активно ведет подготовительную работу по «вступлению в должность», также не теряют времени ни Соединенные Штаты, ни руководство Евросоюза, для которых председательский срок республики во главе ОБСЕ - прекрасный шанс «подтащить» ее к себе и политически, и экономически и использовать 2010 год не столько в казахстанских, сколько в своих собственных интересах.

Во многом посодействовав Астане при получении поста председателя ОБСЕ на 2010 год, Соединенные Штаты не только в «подготовительный период», но и во время нахождения на посту председателя будут следить за «политическим поведением» Казахстана, какие перемены будут происходить в республике как во внутренней, так и внешней политике и насколько Казахстан будет нейтральным (а желательно - «адекватно реагирующим») во главе ОБСЕ при решении различных континентальных проблем, в том числе тех, что имеются на территории республик СНГ.

Контроль, присмотр или «дружеская заинтересованность»?

Надо отметить, что за тем, как поведет на посту председателя в ОБСЕ себя Казахстан, в Америке и Европе будут наблюдать не только политики-скептики, но и те, кто искренне желает Астане на этом поприще успеха. В том же американском конгрессе существует группа из 20 американских законодателей, которая именует себя «друзьями Казахстана» и для которой будущая вахта Астаны в ОБСЕ - своего рода политическое признание приоритетности республики для внешней политики Соединенных Штатов во всей Центральной Азии.

Помимо этого на сегодня со стороны Соединенных Штатов для успешного председательства в ОБСЕ существуют несколько очень благоприятных условий. Так, с приходом в Белый дом президента Барака Обамы Соединенные Штаты перестали поучать другие страны, намного улучшили свой имидж за рубежом, со многими прежде «проблемными» для Вашингтона государствами установлены доверительные и вполне обнадеживающие на лучшее будущее контакты. США рассматривают единую Европу как своего важного союзника, и поэтому в той работе, которую придется вести на председательском посту в ОБСЕ Казахстану, он может получить от Америки не дежурную и с «двойным дном» поддержку, а вполне искреннюю заинтересованность и партнерство.

Стоит учесть и тот момент, что для США сам факт председательства Казахстана в ОБСЕ - удобный повод для укрепления своих собственных позиций - как в целом в Европе, так и на территории республик бывшего СССР. Поэтому почти гарантированно можно предположить, что, будучи «другом Америки», Казахстан должен будет периодически демонстрировать свою «многовекторную лояльность» и Соединенным Штатам, и ЕС особенно в те моменты, когда их взгляды будут серьезно расходиться с позицией той же России (по вопросу Грузии, расширения НАТО, энергетическим проблемам Европы, санкций против Ирана и ряда других).

Помимо американских и еэсовских- интересов аналогичную поддержку своим политическим и дипломатическим инициативам в рамках ОБСЕ будет ожидать от Казахстана и Россия. Москва открыто помогала Астане с попаданием на пост председателя ОБСЕ, и с учетом того, что руководство Казахстана на сегодня, наверное, наиболее предсказуемо и прогнозируемо (и что немаловажно - дружески настроено) относится к российским интересам, следует ожидать не менее регулярную, чем американская, «подачу сигналов» в адрес председателя ОБСЕ из Москвы.

Но если те же американцы традиционно видят в ОБСЕ надежный механизм европейской общей интеграции и континентальной безопасности, то Россия по большому счету относится к этой европейской структуре с некоторым недоверием, а к отдельным ее подразделениям (типа бюро по соблюдению прав человека) - так и вовсе с неприязнью. Поэтому «западные советы» для Астаны, скорее всего, принимать во внимание будет ей попроще, нежели российские.

Постсоветские конфликты, «Восточное партнерство» и СНГ - как во всем этом разобраться?

Но, пожалуй, самым нелегким испытанием для Казахстана будет соблюдение беспристрастности на посту председателя ОБСЕ по отношению к своим собратьям и по бывшему Советскому Союзу, и по нынешнему СНГ. Нельзя сказать, что Астана все эти годы независимости подспудно не готовилась к роли европейского «разводящего арбитра», поскольку накопила приличный опыт «многовекторного лавирования» между и днем вчерашним, и днем будущим, к которому страна столь долго стремится. Казахстан, по признанию многих специалистов, чуть ли не идеально подходит на пост председателя ОБСЕ от постсоветского пространства, так как все эти годы вел себя на международной арене наименее политизированно, более предсказуемо, чем его ближайшие соседи по той же Центральной Азии. Да и с Западом, Китаем и Россией он сумел построить такие «равнобедренные отношения», что все с Астаной пытались эти годы контактировать, но никто так и не смог с удовлетворением сказать о Казахстане, что он стал «пророссийским», «проамериканским» или «прокитайским».

Вот только одно дело встречаться в рамках саммитов СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭс или ШОС, и там на «домашней площадке» решать насущные проблемы, не привлекая особого международного шума. И другое дело - соблюдать «равностороннюю стойку» в условиях, когда вокруг тебя со своими проблемами и зачастую малоприятными «политическими заскоками» будут находиться такие разные государства, как Эстония, Белоруссия, Соединенные Штаты, Грузия или Россия.

А ведь еще есть ближайшие соседи по Центральной Азии, к которым по всей своей «многовекторной дружбе» казахское руководство относится далеко не так беспроблемно, как это может показаться на первый взгляд. Особенно это касается отношений с Узбекистаном, для которого внешнеполитический успех Казахстана в Европе - если не ком в горле, то событие не из числа самых приятных.

А тут еще шесть стран СНГ включены единой Европой в свою программу «Восточного партнерства», суть которой - предложить тем республикам постсоветского пространства, которые сделали свой «западный выбор», попытаться воспользоваться предоставляемым им шансом плотнее «прислониться» к ЕС и постепенно начать более тесную с ним интеграцию. Если учесть, что в этой программе будут задействованы далеко не безразличные для Казахстана страны - Белоруссия (с ней Казахстан намерен вступить в скором времени в Таможенный Союз), Азербайджан (главный союзник Астаны на Каспии по доставке энергоресурсов в Европу) и Украина (с которой у Казахстана при всех трениях по оси Москва-Киев тем не менее сложились довольно дружественные отношения), то казахстанским дипломатам придется одновременно сидеть целый год сразу на нескольких стульях и при этом постараться ни с одного из них не упасть.

К тому же нельзя забывать и о территориальных конфликтах на пространстве СНГ, которые не только по-прежнему омрачают отношения между отдельными государствами Содружества, но и могут стать непростым испытанием для нового председателя ОБСЕ в случае, если в Приднестровье, Нагорном Карабахе или вокруг Абхазии и Южной Осетии начнутся какие-нибудь «большие игры» крупных держав, как это было летом прошлого года.

Именно при решении этих конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве Астане будет крайне сложно сохранить свою беспристрастность, потому как в каждом из споров будут гарантированно задействованы и Россия, и США, и ЕС, а всем им сразу угодить, будь ты самый что ни на есть многовекторный в мире председатель, чрезвычайно проблематично.

Зачем Казахстану эта ОБСЕ и ее председательство?

Когда вся эпопея с проталкиванием Казахстана на пост председателя ОБСЕ только начиналась, многие политики и наблюдатели и в самой республике, и вокруг нее наверняка задавались вопросом: а зачем нам все это нужно? Ведь при всем своем желании Казахстан все равно не сможет угодить на этом посту одновременно и Москве, и Вашингтону, и Брюсселю, и уж тем более - своим братьям-соседям по Центральной Азии.

Между тем Казахстан уже подготовил целый ряд своих ключевых идей-предложений, на которые он намерен делать ставку в своей работе в течение председательства в ОБСЕ. Это, прежде всего, создание своего рода пояса безопасности вокруг Афганистана при участии ОБСЕ (тем более что силы коалиции НАТО будут эту операцию и в будущем году проводить достаточно активно), который позволит Европе сократить поток наркотиков, идущих сегодня из Афганистана на «старый континент» транзитом через центральноазиатские страны.

Намерен Казахстан сконцентировать свои усилия и на решении проблемы охраны окружающей среды, развитии европейских и евразийских государств с учетом современных экологических норм, на что ЕС уже пообещал выделить несколько десятков миллионов евро. Многие вопросы и предложения, которые будут выдвинуты в рамках как ОБСЕ, так и отдельно со стороны стран ЕС, учтет Казахстан в своей будущей «председательской программе», которая пока только верстается. И, конечно же, Казахстан, будучи сам крайне заинтересованным лицом в этом вопросе, постарается как можно дальше продвинуть энергетический диалог не только в рамках ОБСЕ, но и других европейских структур. Напомню, что от проекта Nabucco - прокладки транс-каспийского газопровода под дном моря - никто в Евросоюзе пока не отказывался. Да и сам Казахстан не прочь в нем поучаствовать, если, разумеется, он будет финансово выгоден и реален в осуществлении.

Но здесь ему придется стыковать свои национальные энергетические интересы и с желанием Европы получать энергоресурсы по различным трубопроводам, и стремление России пропускать весь нефтегазовый поток из Центральной Азии по максимуму именно через свою территорию, и учитывать позиции своих непосредственных географических соседей - Туркменистана, Узбекистана и Азербайджана, которые и с Россией хотели бы отношения не портить, но и в Европу транзитом через Турцию не прочь поработать.

Вызов судьбы, которым главное - умело воспользоваться

Очень скоро казахстанская сторона должна будет не только представить на обсуждение руководства ОБСЕ конкретные направления своей планируемой деятельности на посту председателя, но и проинформировать их о том, как Казахстан реализует программу по устранению тех якобы существовавших «недостатков», о которых Астане напоминали еще на том самом саммите в Мадриде, где и решался голосованием «председательский вопрос».

И у европейцев, и у американцев память на подобное «искоренение недостатков» длинная. Но поскольку отношения в последнее время между Астаной, с одной стороны, и Вашингтоном и Брюсселем - с другой - вполне конструктивные, то особых «подковерных подножек» ей от своих западных партнеров ожидать, видимо, не стоит.

И все же казахстанским представителям стоит помнить, что еврокомиссары с учетом гуманитарно-политической сути самой ОБСЕ и дальше станут общаться на предмет внутренней жизни в Казахстане не только с официальными лицами, представляющими Астану, но и с представителями оппозиции, и теми, кто по той или иной причине не очень доволен происходящим сегодня в республике. И здесь будет чрезвычайно важно, как и во время председательства, и еще в течение нынешнего года станет вести себя казахстанская оппозиция.

Ведь если ее люди будут «бомбить» ЕС жалобами и выражением своего открытого недовольства по тем и иным внутренним проблемам Казахстана, то европейские комиссары игнорировать подобные вещи не станут, а начнут разного рода слушания да собеседования, от которых официальной Астане вряд ли удастся уйти.

Также с «европейской закваской» можно ожидать и давления на Казахстан относительно прокладки новых трубопроводов из Центральной Азии, и в частности по проекту Nabucco. Для европейцев (и они этого никогда не скрывали) этот проект больше политический, нежели прагматично-выгодный финансово. И если Казахстан на посту председателя ОБСЕ отнесется к нему без должной степени (по европейским понятиям, разумеется) понимания, то у Астаны могут возникнуть и определенные «энергетические осложнения».

Но, пожалуй, самое главное для Казахстана сейчас - это четко определиться с тем, что он сможет реально сделать для решения важнейших для себя международных задач, раз уж такой шанс попредседательствовать в ОБСЕ всего через несколько месяцев ему будет предоставлен. И «большая европейская политика» с еще большей энергетикой станут для Казахстана самым непростым и очень серьезным с момента обретения независимости испытанием. Ведь только ради продвижения своих национальных интересов Астане председательствовать в ОБСЕ ни «большая Европа», ни Америка, да и Россия просто не позволят, и к этому казахстанской дипломатии надо заранее быть готовой.

dn.kz

Предыдущая статьяКазахстан и ОБСЕ: обновление через взаимодействие : Деловая Неделя.
Следующая статьяПочему кыргызы требуют выселения курдов? : Деловая Неделя