Союзник США и потомок Пророка делает ставку на Центральную Азию
09.07.2009, Asia-a.ru
Претендуя на глобальную роль посредника между Западом и Востоком, потомок основателя ислама интенсивно развивает отношения с мусульманскими республиками бывшего Союза. Центральная Азия сближается с арабским миром. Но этого не замечают ни Россия, ни США, ни Израиль:
На 20-е числа сентября запланирован официальный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Иорданию. Рассматривается возможность, что казахский лидер посетит также Египет, или же его встреча с президентом Хусни Мубараком состоится в Аммане. В свою очередь, король Абадалла II намерен сделать акцент на продвижении экономического партнерства с Астаной, в частности в сфере энергетики. Иорданцы могут предложить Казахстану принять участие в строительстве мощной гидроэлектростанции - одном из проектов грандиозного плана Абдаллы по проведению канала, соединяющего Красное и Мертвое моря.
О подготовке визита Назарбаева в Амман порталу IzRus сообщил высокопоставленный дипломатический источник в Астане. Затем эти сведения подтвердил представитель внешнеполитического ведомства одной из соседних республик. До сих пор информация о предстоящей поездке не оглашалась.
За четыре месяца президент Казахстана станет вторым лидером центрально-азиатского региона, посещающим Иорданию. В конце июня здесь уже побывал глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов.
Резкая активизация
Визит Назарбаева в Амман послужит дополнительным толчком для еще большей активизации двусторонних связей, и так развивающихся весьма интенсивно в последние четыре года. Хотя Казахстан и Иордания установили дипотношения еще в феврале 1993, до сих пор они оставались в зачаточном состоянии. Первая встреча лидеров двух стран произошла лишь в 1997-м, и то, фактически случайно, - в кулуарах Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. В течение 14 лет с момента установления дипотношений ни Иордания, ни Казахстан даже не имели посольств друг у друга.
Ситуация начала стремительно меняться после первого визита короля Иордании в Казахстан, который состоялся в ноябре 2005. В январе 2006 на инаугурацию президента Назарбаева прибыл председатель Объединенного командования начальников штабов Иордании Халед аль-Сарайя. В сентябре того же года в Нью-Йорке прошла встреча руководителей дипломатических ведомств обеих стран. В начале ноября 2006 Астану посетил иорданский премьер и министр обороны Мааруф аль-Бахит вместе с пятью ключевыми членами правительства (в том числе, главой МИД). В конце того же месяца состоялся первый визит президента Назарбаева в Амман. В августе 2007 король Абдалла вновь посетил Казахстан. В июле 2008 он побывал здесь в третий раз за три года! Вслед за ним, в августе, сюда приехал министр иностранных дел Салах ад-Дин аль-Башир (тогда же состоялся первый раунд межмидовских консультаций). В октябре 2008 в Астане побывал и министр политического развития Камаль Насер.
В апреле 2007 в Астане открылось иорданское посольство, казахское в Аммане - в июле того же года. В 2006-м состоялось первое заседание казахстанско-иорданской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и культурно-гуманитарному сотрудничеству (в январе 2009 прошло уже третье заседание). В 2007-м Торгово-промышленные палаты заключили соглашение о создании Казахстанско-иорданского делового совета с участием бизнесменов двух стран.
Экономика
Стороны уделяют повышенное внимание развитию делового партнерства. В 2006-м были подписаны межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и защите инвестиций. В 2007-м Казахстан и Иордания заключили договора о прямом авиасообщении и сотрудничестве в сфере туризма. Назарбаев и Абдалла также договорились о поставках иорданцам около 300.000 тонн казахстанской пшеницы, об участии компаний из Казахстана в освоении урановых месторождений и строительстве фармацевтических заводов в Иордании. В январе 2009 был подписан план сотрудничества в сфере энергетики и минеральных ресурсов.
Военные связи
Амман и Астана стали налаживать связи и между военными ведомствами. В январе 2006 Казахстан посетил председатель Объединенного командования начальников штабов иорданской армии Халед аль-Сарайя. В ноябре того же года здесь побывал и министр обороны (глава кабинета) Мааруф аль-Бахит. В марте 2009 Халед аль-Сарайя встретился с казахстанским послом в Аммане Булатом Сарсенбаевым, который подчеркнул намерение Астаны "и далее развивать двусторонние отношения, в том числе в сфере военного и военно-технического сотрудничества". Аль-Сарайя пригласил коллег из Казахстана принять участие в международной военной выставке Sofex-2010, а также изъявил желание вновь посетить Астану.
Ближневосточное урегулирование
По ходу израильско-палестинского переговорного процесса в 1990-х годах Казахстан наиболее активно из стран Центральной Азии развивал отношения с Палестинской национальной администрацией (ПНА). Арафат посещал Казахстан в декабре 1991, в сентябре 1993 и в апреле 1999. Назарбаев приезжал в Палестинскую автономию в декабре 1995 и в апреле 2000. В мае 1993 в Казахстане открылось посольство ПНА.
Однако с началом второй интифады осенью 2000 года казахстанско-палестинские контакты практически сошли на нет. И фактически активизация отношений с Иорданией в 2006-2008 годах вновь обеспечила Казахстану наиболее приближенный доступ к арабо-израильскому урегулированию. Не случайно данная тематика обсуждалась на каждой встрече лидеров двух стран.
Еще в феврале 1993-го, при установлении дипотношений с Иорданией, Назарбаев заявил о необходимости "решать все проблемы ближневосточного региона мирным путем, при соблюдении прав как арабского, так и израильского народа". В ноябре 2005 президенты Казахстана и Иордании отметили "совпадение позиций» в вопросах "установления мира на Ближнем Востоке". Год спустя в их совместном заявлении говорилось: "Стороны выражают свою поддержку мирному процессу на Ближнем Востоке, достижению справедливого и всеобъемлющего решения арабо-израильского конфликта на основе соответствующих решений международного сообщества и основных принципов "Дорожной карты", Арабской мирной инициативы, гарантирующих законные права палестинского народа на создание независимого государства на своей земле, а также право Государства Израиль жить в мире и безопасности". В августе 2007 Абдалла и Назарбаев подтвердили, что "имеют общие взгляды на палестино-израильский конфликт".
Однако в преддверии очередного визита Назарбаева в Амман следует отметить, что согласно последним заявлениям Абдаллы, он разочаровался в "Дорожной карте", и теперь уповает исключительно на "расширенный" вариант Арабской мирной инициативы (вроде бы согласованный с президентом США). В свою очередь, Израиль категорически отказывается рассматривать этот план до тех пор, пока в нем есть пункт о возвращении 3 миллионов палестинских беженцев в пределы Еврейского государства. И если до сих пор лидер Казахстана пытался соблюдать сбалансированность в вопросах ближневосточного урегулирования, то теперь его поддержка идей Абдаллы может вызвать отрицательную реакцию Иерусалима. Вряд ли в этом заинтересован сам казахстанский президент, претендующий на роль евроазиатского покровителя межрелигиозного диалога, тем более на фоне июльского визита Шимона Переса в Астану.
Глобальные планы Абдаллы
В свою очередь, иорданский монарх явно пытается не только играть роль посредника во внутриарабских противоречиях и арабо-израильском конфликте, но и быть "связующим звеном" между мусульманским миром и Западом. Эти амбиции подкрепляются тем, что Абдалла - наполовину англичанин и одновременно является потомком основателя ислама, при этом он имеет западное образование и супругу - палестинку. Претендуя на роль посредника между Западом и Востоком, король стремится укрепить свое положение в региональной политике, на фоне более мощных игроков, таких как соседний Египет, Саудовская Аравия и Иран, а также повысить собственную значимость в глазах стратегического партнера Иордании - США.
Внешнеполитическая активность Аммана в последние месяцы - результат этой стратегии. В апреле в Иордании собрались министры иностранных дел "умеренных" арабских правительств: Саудовской Аравии, Египта, Катара, Ливана и ПНА. При их участии Абдалла попытался сформировать единую арабскую позицию в преддверии возобновления арабо-израильских переговоров. Сразу после этого он отправился в Вашингтон, став первым лидером Ближнего Востока, приглашенным в США администрацией Обамы (опередив в этом израильского премьера). Вернувшись из Америки, Абдалла сообщил в интервью журналу Times о новой версии Арабской мирной инициативы. Она подразумевает нормализацию отношений Запада с мусульманским миром, через арабо-израильское урегулирование. Одновременно, иорданский король взял на себя роль посредника между Хусни Мубараком и Башаром Асадом (они не общаются друг с другом), а также попытался примирить Каир и Доху, которые оказались в состоянии конфликта из-за публикации критического материала о супруге катарского правителя в египетском официозе "Аль-Джамахирия".
Преследуя столь глобальные цели, Абдалла старается развивать отношения не только с арабскими государствами, но и другими мусульманскими странами. В этой связи он обращает все большее внимание на Центральную Азию. С 2005-2007 годов иорданский монарх прилагает особые усилия для активизации связей с Казахстаном и Туркменистаном. По оценке Аммана, страны данного региона (население которого уже превышает 60 млн.), по мере интеграции в обще-мусульманские политические и экономические структуры, будут играть растущую роль в этом сообществе государств. Абдалле в январе исполнилось лишь 47 лет. Он рассчитывает на перспективу: тесные связи со странами Центральной Азии, установленные сегодня, в будущем обеспечат ему их поддержку на обще-мусульманском уровне.
Интересы Назарбаева
Иордания поддержала и участвует в обоих грандиозных проектах Нурсултана Назарбаева - Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и Диалоге мировых религий. Обе эти инициативы призваны подкрепить амбиции казахского президента на лидерство в регионе, а также повысить статус Астаны в Евразии и в международной политике.
Поддержка Иордании имеет для Назарбаева особое значение в силу ряда причин. Во-первых, эта страна расположена в очень чувствительном и стратегически важном регионе - она обладает влиянием как на ситуацию в Ираке, так и в арабо-израильском урегулировании. Во-вторых, иорданский режим считается, чуть ли ни самым умеренным в арабском мире. И, наконец, Хашимитская монархия - один из главных союзников Запада на Ближнем Востоке, которому традиционно отводиться особая роль в региональной политике США и Англии. Не стоит забывать и об особом статусе династии хашимитов с точки зрения ислама, ведь это - прямые потомки Пророка Мухаммада.
Все эти факторы определяют взаимный интерес Казахстана и Иордании, способствуют дальнейшей активизации их партнерства. При этом отношения Аммана и Астаны являются одним из важных компонентов общего сближения республик Центральной Азии и стран Арабского Востока. Причем, на данный процесс пока не обращают внимания ни Россия, ни США, ни Израиль.
По материалам IzRus
Ссылка на этот материал: