Договор о 201-ой РВБ до 2014 года останется на старых условиях
23 октября 2009, 11:21, CA-NEWS
CA-NEWS (TJ) - Дмитрий Медведев встретился в Кремле с главой Таджикистана Эмомали Рахмоном. Хотя для президентов эта встреча была уже седьмой за год, снять все вопросы вокруг таджикского долга по Сангтудинской ГЭС-1 и 201-й военной базы удалось только вчера, - пишет Газета.Ру.
В четверг, 22 октября, президент России Дмитрий Медведев встретился в Кремле с таджикским коллегой Эмомали Рахмоном, который посещает Россию с первым в истории государственным визитом. Хотя для президентов эта встреча была уже седьмой за год (они уже общались на полях других мероприятий, например неформального саммита ОДКБ), снять все вопросы вокруг таджикского долга по Сангтудинской ГЭС-1, которую помогла на Памире построить Россия, и 201-й военной базы удалось только на встрече. Подводя итоги встречи, Медведев особо подчеркнул, что у России и Таджикистана не осталось нерешенных проблем. Правда, новых соглашений президенты в Кремле не подписали, а только приняли совместное заявление с намерением вывести двусторонние отношения на новый уровень.
Главной темой диалога по традиции стали торгово-экономические отношения, но немалую часть встречи Медведев и Рахмон посвятили военно-техническому сотрудничеству. В первую очередь они оговорили условия размещения в Таджикистане крупнейшей за границей российской военной базы. Медведев подчеркнул, что отечественный контингент в Таджикистане российского контингента в рамках 201-й военной базы является серьезным стабилизирующим фактором в Средней Азии.
До 2014 года 201-я база останется на старых условиях
В последнее время Таджикистан захотел получить от военных не только стабильность, но и деньги. По некоторым сообщениям, Душанбе потребовал у Москвы за использование военной базы арендную плату в $300 млн в год. Однако министр обороны России Анатолий Сердюков подтвердил по завершении встречи, что до 2014 года база будет функционировать на прежних условиях, но соответствующая комиссия уже сейчас начала изучать условия нового соглашения. Но пока комиссия не определилась с основой нового документа. «Это будет происходить либо в том же режиме, как сегодня, либо на платной основе, но о цифрах пока говорить рано, мы не понимаем, как их подсчитывать», - признался Сердюков.
Зато сторонам удалось добиться успеха в урегулировании финансовых споров. За день до начала визита межправительственная комиссия (МПК) договорилась об урегулировании долга таджикской стороны перед Сангтудинской ГЭС-1, которую Медведев и Рахмон торжественно запустили в конце июля. Российская доля в этом совместном предприятии оставляет 75%, а таджикская - 25% плюс одна акция. Министр энергетики Сергей Шматко сказал, что комиссии удалось согласовать график погашения долга Таджикистана в $30 млн за электроэнергию, поставленную ГЭС с 1 января 2009 года.
"Газпром" разведает недра Таджикистана за год-полтора
Медведев сообщил, что российские проекты энергетикой Таджикистана не ограничиваются и Москва будет наращивать сотрудничество еще и в нефтегазовой сфере. Шматко по этому поводу сказал GZT.RU, что «Газпром» занимается разведкой четырех месторождений в Таджикистане. «В этом году правительство страны освободило "Газпром" от всех уплат пошлин, НДС на время разведочных работ, они будут завершены в ближайшие год-полтора, - сказал Шматко GZT.RU. - После завершения геологоразведочных работ будет составлено технико-экономическое обоснование, которое ляжет в основу создания совместного предприятия».
Если в экономических и военных сферах делегациям удалось снять все вопросы, то в гуманитарной напряжение сохранилось. Рахмон посвятил почти половину своего выступления по итогам встречи проблеме русского языка в Таджикистане. «Нередко в российских СМИ встречаются публикации, в которых пытаются усмотреть ущемление русского языка у нас, а это в корне неверно», - заявил он и сообщил в подтверждение, что скоро в стране откроются два филиала российских вузов.
Проблема в том, что накануне госвизита вступил в силу новый закон «О государственном языке Республики Таджикистан», который требует от каждого гражданина знание таджикского языка, и из его текста исключено упоминание русского языка. Рахмон заверил, что "великий и могучий" сохраняет статус языка межнационального общения, который закреплен в национальной конституции, хотя из новой редакции закона понятие «язык межнационального общения» вычеркнуто.