Известный политолог Досым Сатпаев о главных провалах и успехах Казахстана в 2009 г.
Марина ДАВЫДЕНКО
24.12.2009 г. , Новая газета
Растопыренные пальцы
Последняя встреча в уходящем году состоялась в общественно-политическом дискуссионном клубе "АйтPARK». 22 декабря, как всегда во вторник, Нурлан Еримбетов задавал свои порой провокационные вопросы Досыму Сатпаеву.
- Досым, я часто читаю ваши комментарии в газетах, интернете и замечаю, что они касаются буквально всех сфер. Вы спокойно рассуждаете и о сборе урожая, и о политике, и о состоянии нашей религии. Это говорит о вашем желании быть на виду, о ваших глубоких познаниях, или это простой стеб?
- Скажу так: это наследие советского образования, когда в голову впихивали абсолютно все! Именно советская школа заложила во мне привычку делать универсальный обзор. Помните такой предмет - политэкономию, тем более в Казахстане никакой границы между политикой и экономикой нет. Чиновники используют бизнесменов, и наоборот...
- Да, сейчас, как ни странно, все чаще вспоминают Советский Союз. Не кажется ли вам, что идет возвращение к прошлому? «Назад в СССР» - снова актуальная тема?
- Здесь есть моменты ностальгии. У кого-то ведь это были лучшие моменты жизни. Думаю, все можно объяснить чисто физиологически. Молодость всегда помогает воспринимать действительность более оптимистично. Сейчас меня больше волнует потерянное поколение, которое родилось в 90-х годах. У этой молодежи нет корней...
- Поговорим о чиновниках. Какое кадровое назначение в этом году вас встревожило?
- Помните, у Данте в «Божественной комедии» надпись у входа в ад: «Оставь надежду сюда входящий». То же самое я бы сказал по поводу кадровой политики Казахстана. Меня уже ничто не обнадеживает и ничто не тревожит. Я вижу пока только одного человека, который сидит не на своем месте - это Канат Саудабаев, наш министр иностранных дел.
- А какая-нибудь отставка вас обрадовала?
- Также никакая. Люди уходят, а система остается. И «Нур Отан» осталась в том же виде, в каком была. Да, делается партийный «тюнинг» - тут подкрасили, там привинтили. Но машина как была неработоспособной, так и осталась.
- Кого тогда в нашей стране можно назвать влиятельным человеком?
- У нас сверхпрезидентская система. В Казахстане есть только один человек, фактически влияющий на принятие всех политических и экономических решений. И номинацию «политик года» можно исключить. Из года в год у нас лидер неизменный - Назарбаев. Это говорит о том, что в системе нет политической конкуренции.
- А влияет ли кто-нибудь на главу государства?
- Самое интересное, что даже в якобы демократической системе США политологи часто используют термин «доступ к ушам президента». Там идет борьба группировок - госдепы, ЦРУ - за доступ к главе государства. Что касается Казахстана - мы ничем не отличаемся от восточной деспотии, где на ханов, визирей оказывают влияние те, кто находится рядом - брадобреи, телохранители и т.д.
- Можно ли за что-нибудь похвалить нашу власть в этом году?
- К сожалению, пока не вижу знаковых успехов, на которых можно сделать акцент.
- А провалы были?
- Разочарований года - много. Но главное - это процесс подготовки нашего председательства в ОБСЕ. То, что мы обещали, и что сделали, оказалось разными вещами. Как гражданин Казахстана я, конечно, рад, что мы получили этот пост. Но как политолог скажу, что у нас был хороший шанс показать, что мы немножко иные. И с нами можно считаться не потому, что у нас есть нефть и газ, а потому, что у нас есть потенциал, что мы конкурентоспособное государство. Но мы упустили этот шанс! Меня напрягает постоянный фактор упущенного времени во всем - в экономике, политике, везде! Вот кризис целый год отрицали, а в итоге малый и средний бизнес почти исчез. И все это от желания сохранить статус-кво. Законсервировать нынешнее положение, чтобы сохранить свое влияние. Элиту беспокоит только один вопрос - как оставить при себе то, что она нажила.
- Расскажите, как вы относитесь к проекту ДАМУ?
- А можно ли говорить об успехах или провалах оппозиции в уходящем году? Много было высказано сарказма по поводу объединения оппозиции. Ну, пусть лучше будет кулак, чем растопыренные пальцы - это как раз то, о чем я выше говорил. Все выглядело вполне красиво, все довольны. Не были ущемлены ничьи амбиции.
- С 1 января мы вступаем в Таможенный союз. Не показатель ли это того, что Казахстан как независимое государство начинает сдавать свои позиции?
- Абсолютно согласен с этой точкой зрения. Я противник вступления и во Всемирную торговую организацию. Не вижу там плюсов - одни минусы. Таможенный союз - чисто политический проект, от которого больше выигрывает Россия - она получит некое противодействие от влияния Китая.
- Чего мы сегодня должны больше всего бояться? Переворотов, революции, затишья?
- Думаю, что самой большой проблемой нашей страны, с точки зрения рисков, является структура и особенность нашей политической элиты. Это мина замедленного действия. Ставятся в первую очередь групповые интересы. Для их достижения люди могут идти на радикальные меры - это риск. Пока кулаку элиты не будет противопоставлен другой кулак, ничего не произойдет. Я пока вижу только растопыренные пальцы.