CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Про Сергея Лаврова, Криштиану Роналду и про то, что осталось от ташкентского Сквера :: Аркадий Дубнов, Новая газета - Казахстан

25 декабря 2009

Аркадий Дубнов, обозреватель «Время новостей», специально для «Новой» - Казахстан»

24.12.2009 г. , Новая газета - Казахстан

Президент Узбекистана заметил, что возникающие проблемы и противоречия - явление естественное для изменяющегося мира, и в центральноазиатском регионе эти проблемы и противоречия вполне обусловлены

«Узлы» завязали. Развяжут ли?

Про Сергея Лаврова, Криштиану Роналду и про то, что осталось от ташкентского Сквера

Вернулся из Ташкента. Провел там два дня и получил два сильных впечатления. Увидел выложенное плитками и засыпанное свежей землей пространство с железным Тамерланом в центре, бывшее еще недавно тенистым Сквером, усаженным 120-летними платанами, и Криштиану Роналду. Самый дорогой футболист мира ошарашил меня, продефилировав мимо в лобби отеля «Интерконтиненталь», окруженный тройкой охранников так, что я заметил сначала только последних. Лишь спустя мгновение обнаружил в их кольце напомаженную 24-летнюю мировую звезду.

Показалось, что знаменитый форвард мадридского «Реала» был несколько разочарован отсутствием толпы поклонниц, рвавшихся к нему за автографами. Но, с другой стороны, откуда было им здесь взяться - вокруг были практически одни дипломаты, сотрудники узбекской госбезопасности и журналисты. «Интерконтиненталь» был штабом российской делегации во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, прибывшим с официальным визитом в Ташкент. А Роналду, в качестве предмета рекламной акции, привезли сюда на несколько часов, чтобы провести мастер-класс с молодыми узбекскими журналистами. Сколько заработал за это время известный своей капризностью португалец, не сообщается. В тот же день, как и Лавров, Роналду улетел из Ташкента.

В отличие от футболиста, российский министр вечером 22 декабря был принят президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Каримов готовится в начале будущего года посетить с визитом Москву, и надо было «сверить часы» перед этим - российско-узбекские отношения переживают сейчас не самый лучший период.

Ислам Каримов принимал Лаврова исключительно радушно, заверив его, что Узбекистан дорожит связями с Россией, и назвав визит «очень своевременным и долгожданным»: «Благодаря этому мы имеем возможность обсудить вопросы, которые тормозят развитие наших отношений и создают почву различным кривотолкам, очень нежелательным, не имеющим под собой никаких оснований, - сказал Каримов. - Чем больше будет возможностей для обсуждения некоторых вопросов, тем больше будет возможностей развязать некоторые узлы, некоторые проблемы». Президент Узбекистана заметил, что возникающие проблемы и противоречия - явление естественное для изменяющегося мира, и в центральноазиатском регионе эти проблемы и противоречия «вполне обусловлены характером быстро развивающейся ситуации», но потенциал двустороннего сотрудничества, накопленный Россией и Узбекистаном, настолько богат, что Москва и Ташкент не имеют права не использовать его.

Несмотря на то что эти слова были сказаны в протокольной части беседы и были рассчитаны на внешнюю аудиторию, они выглядели искренними. Надо сказать, что российские дипломаты в частных беседах отмечают, что общение с узбекским лидером - дело не всегда легкое, но благодарное, поскольку он всегда говорит то, что думает.

Расшифровывать его замечания относительно «узлов» и «некоторых проблем» в российско-узбекских отношениях не так уж и сложно. В первую очередь они касаются различий или кажущихся таковыми - в подходах к решению проблем водно-энергетического комплекса в Центральной Азии. Ташкент недоволен некоторыми заявлениями и действиями Москвы, которые воспринимаются как поддержка планов Душанбе и Бишкека по строительству, соответственно, Рогунской и Камбаратинской ГЭС. Кроме того, Ташкент отказался участвовать в создании Коллективных сил оперативного реагирования (ОДКБ) и резко выступил против планов создания еще одной российской военной базы на юге Киргизии. В Ташкенте также явно в обиде на Москву за ее уклончивость в вопросе поддержки инициативы Каримова воссоздать деятельность контактной группы соседей и друзей Афганистана по формуле «6+2» (Иран, Пакистан, Китай, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Россия и США), преобразовав ее в «6+3» с добавлением НАТО.

Очевидно, что все эти вопросы на встречах Сергея Лаврова с узбекским коллегой Владимиром Норовым и с президентом Исламом Каримовым так или иначе обсуждались. Говорить с уверенностью об этом трудно, поскольку никаких заявлений для прессы или тем более пресс-конференций по итогам визита главы российского МИД в Ташкенте не было. Возможно, именно потому и не было, чтобы уйти от обозначения «узлов и проблем» публично.

Но были и другие «узлы» проблем, касавшиеся непосредственно российско-узбекских отношений. Речь идет о громком эхо, которым откликнулись ноябрьские события в Ташкенте, когда узбекские власти внезапно демонтировали памятник советским солдатам, воевавшим в Отечественную войну, снесли здание бывшей некогда православной церкви и выкорчевали сотни вековых деревьев в Сквере, посаженных еще в царские времена в конце XIX века. Cкорее всего, именно это «эхо» имел в виду Каримов, когда упоминал о «нежелательных кривотолках»...

Официально Москва не стала демонстрировать свое недовольство снесением «медного солдата» в Ташкенте, как это она делала в аналогичных случаях в Таллине два года назад и на днях после трагического по своим итогам подрыва мемориала в Кутаиси. Вместо этого власти отрядили к стенам посольства Узбекистана в Москве пикетировать юношу из прокремлевского движения «Наши». Этого оказалось достаточно, чтобы узбекский посол заявил о будущем возвращении «медного солдата» на свое место после реконструкции к 65-летию Победы.

Может быть, так и будет. Но уже никогда не вернуть Сквера, хотя это не имеет никакого отношения к российско-узбекским отношениям. Вместо него теперь пустынное и холодное пространство, украшенное восседающим на коне от другого памятника Тамерланом, повернутым задом к величественному Дворцу форумов, построенному в этом году. Чего я только ни наслушался от прохожих, таксистов и даже милиционеров за те несколько часов, что гулял вокруг того, что осталось от Сквера!.. Был только один человек, приезжий из Намангана, которому понравилась величественная перспектива. Что же касается нового Дворца, то один из собеседников предположил, что он может со временем стать будущей усыпальницей. На вопрос «кого?», он только молча поднял палец вверх...

novgaz.com

Предыдущая статьяБольше всех в российских тюрьмах сидит таджиков (5 тысяч)
Следующая статьяХ.Умаров и др.: Помощник министра врет. Ответ на статью Р.Шодон "Почему был ликвидирован Институт экономических исследований Таджикистана"