CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Аятолла Монтазери наконец свободен :: Казахстан. Деловая Неделя.

26 декабря 2009

Аятолла Монтазери наконец свободен

25 декабря 2009г. ? 49 (877), Казахстан. Деловая Неделя.

Майсур ХАБАРОВ

19 декабря скончался духовный лидер иранской оппозиции - Хосейн Али Монтазери - один из самых уважаемых аятолл (шиитский религиозный титул) и влиятельный противник нынешнего рахбара (высшая государственная должность) - духовного лидера исламской революции Мохаммада Али Хосейна Хаменеи и президента страны Махмуда Ахмадинежада. По мнению аналитиков, смерть Монтазери может вызвать новый виток противостояния между оппозицией и властями.

Хосейн Али Монтазери - один из самых уважаемых аятолл и влиятельный противник нынешнего рахбара Мохаммада Али Хосейна Хаменеи и президента страны Махмуда Ахмадинежада

Выдающийся шиитский богослов, правовед, ученый, писатель и политический активист Хосейн Али Монтазери скончался на 88-м году жизни в своем доме, расположенном в священном для мусульман-шиитов городе Кум, к югу от Тегерана. В год исламской революции (1979 год) он был ближайшим сподвижником основателя Исламской Республики Иран Имама Рухоллы Мусави Хомейни. Пока последний находился в изгнании, именно Монтазери руководил подпольной революционной сетью внутри самого Ирана, за что был посажен на четыре года в шахскую тюрьму. Именно он настаивал, чтобы государственной религией страны стал шиизм (а не просто ислам любого толка), чтобы религиозная власть отвечала за назначения судей и имела неограниченное право вето для борьбы со всем, что противоречит исламу. И именно его аятолла Хомейни выбрал своим преемником.

Однако год спустя дороги Монтазери и Хомейни разошлись. Началось все с попыток первого легализовать в стране хоть какие-то политические партии (пусть и под строгим контролем). Монтазери открыто стал выступать против изобретенной имамом новой формулы шиитского руководства, которая подразумевала сформирование в Иране достаточно жесткой клерикальной диктатуры, далекой от обещанного вначале революции «божественного правления». Он предложил изменить Конституцию страны, дабы передавать всю полноту власти избираемому светскому президенту. Аятолла также резко осудил массовые казни оппозиционеров, имевшие место в военные годы. Критиковал он и печально известную фетву Хомейни против британского писателя индийского происхождения, лауреата Букеровской премии (1981) Салмана Рушди.

В марте 1989 года за свою «деятельность» Хомейни лишил Монтазери звания преемника. Вместо него он обратился к кандидатуре малоизвестного ходжат-оль-ислама (ступенью ниже) Али Хоменеи. Кроме того, у Монтазери официально отняли титул великого аятоллы, забрали личную охрану, а его портреты начали спешно снимать со стен домов и кабинетов. Он был сослан в Кум с наказом заняться духовной преподавательской деятельностью и не лезть в политику. Однако из-за последующих высказываний против рахбара Али Хаменеи он был помещен под домашний арест, откуда вышел только при президенте Мохаммаде Хатами, через шесть лет. На тот момент Монтазери уже был серьезно болен - ходили слухи, что правительство опасается народной реакции в случае, если великий аятолла скончается под арестом.

Монтазери критиковал и правление Ахмадинежада, и итоги июньских выборов. Про результаты голосования он высказался так: «Ни один человек в здравом уме в это не поверит». Именно он первым призвал объявить трехдневный траур по Неде Агха-Солтан (девушке, случайно убитой во время демонстраций и ставшей символом «шахидов демократии») и другим жертвам столкновений оппозиции с полицией. Он призывал всех честных представителей клерикального истеблишмента сплотиться в борьбе против Ахмадинежада и его покровителей из окружения Хаменеи и, что интересно, осуждал позицию президента в ядерном противостоянии с Западом, призывая к прямым переговорам между Тегераном и Вашингтоном по этому вопросу.

Сразу после официального объявления о его смерти иранское министерство исламской ориентации разослало во все газеты указание: не ставить портреты Монтазери на первые полосы и писать о нем крайне осторожно. Официальные соболезнования аятоллы Хаменеи тоже звучали весьма странно: «Часть своей жизни он был другом аятоллы Хомейни и прошел через тяжелые страдания, но потом, увы, не выдержал посланного».

Великого аятоллу провожали сотни тысяч человек, прибывших со всех концов Ирана

По некоторым данным, появилось также распоряжение о том, чтобы Монтазери упоминался без присвоенного ему религиозного титула. Государственные каналы в своих передачах лишь упоминали о похоронах, не показывая при этом картинки с них. В Кум не допустили автобусы с людьми из других городов, а также закрыли город для иностранных журналистов и ввели жесткие ограничения для репортажей иранских государственных СМИ. Эфир редакции BBC, вещающей на фарси, заглушили, скорость интернет-соединений чрезвычайно затормозили, государство закрыло одну из последних реформистских газет Andisheh No.

Но, несмотря на все это, масштабы народных выступлений были колоссальными. К вечеру минувшего воскресенья демонстрации охватили весь Тегеран. Юноши и девушки шли со свечами в руках, произнося: «Ревностный служитель Бога! Поздравляем - ты наконец свободен!», намекая на то, что аятолла непрестанно находился под наблюдением полиции. Другой лозунг: «Это месяц крови (имеется в виду уже наступивший священный месяц Мохаррам, считающийся у шиитов священным месяцем мучеников), и сейед Али (историческая реминисценция - намек на правящего аятоллу Хаменеи) будет свергнут». Кроме того, надо отметить, что церемония оплакивания Монтазери пройдет через неделю, и она совпадет с отмечанием Ашура - дня поминовения внука пророка Мухаммеда имама Хусейна. Сам родной город Монтазери Кум был погружен в тишину. По некоторым данным, великого аятоллу провожали сотни тысяч человек, прибывших со всех концов Ирана. Весь Интернет обошли видеоролики, в которых задрапированный гроб Монтазери на грузовике окружен «целым озером орущих людей». Духовные и политические лидеры Ирана также были в этот день в Куме. Шесть из двенадцати самых уважаемых аятолл страны - аятолла Эбрагим Амини, аятолла Сафи Гольпайгани, аятолла Санаи, аятолла Мусави Ардебили, аятолла Шобейри Занджани и аятолла Герами - не побоялись и лично пришли в дом Монтазери для того, чтобы отдать ему дань уважения.

Несмотря на разногласия между Монтазери и Рухоллой Хомейни, на похоронах присутствовали два внука основателя Исламской Республики. На церемонию прощания прибыли и два духовных ученика великого аятоллы - главные оппозиционеры страны Мир Хусейн Мусави и Мехди Карруби. Мусави подчеркнул, что смерть клирика, способного так откликаться на нужды молодежи и показывать ей правильный путь, - огромная потеря, и другим придется постараться, чтобы хоть как-то ее компенсировать. Эмоционально выступили и бывший президент-реформатор Мохаммад Хатами вместе с бывшим спикером парламента и кандидатом в президенты Мехди Карруби. Другой бывший президент, аятолла и бизнесмен Али Акбар Хашеми-Рафсанджани прислал аж двух представителей правительственных ассамблей: одного от Совета экспертов, другого - от Совета по целесообразности, подписав сразу два письма с соболезнованиями. Правозащитница, нобелевский лауреат Ширин Эбади в весьма эмоциональном письме называет Монтазери «отцом прав человека в Иране» и восклицает: «Простите, что вас не ценили, пока вы были живы и стояли на стороне народа, но в будущем вас оценят и о вас будут писать книги!».

Между тем, по данным оппозиционного сайта Kaleme.org, у дома покойного аятоллы траурная манифестация переросла в столкновения представителей оппозиции с полицией и группами проправительственных военизированных формирований басиджей, члены которых выкрикивали лозунги в поддержку нынешнего духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. В ответ на попытки задержать наиболее активных участников манифестации в стражей порядка полетели камни. Кроме того, в понедельник автомобиль лидера оппозиции Мир Хусейна Мусави атаковали некие мотоциклисты. Как сообщает агентство Reuters, нападение было совершено на дороге Кум-Тегеран, когда Мусави возвращался с похорон Монтазери. Группа людей на мотоциклах несколько раз останавливала машину, не давая ей возможности продолжить путь. По словам очевидцев, нападавшие разбили заднее стекло автомобиля экс-кандидата в президенты. В результате инцидента был ранен один из сопровождающих Мусави, сам оппозиционный лидер не пострадал. Западные аналитики предполагают, что этим дело не закончится.

dn.kz

Предыдущая статьяАктуально: В Ташкенте все спокойно :: "Литер"
Следующая статья"Иранский детонатор" :: Echo