CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

zpress.kg

«Guardian»: Роковая записка Бжезинского и судьба Афганистана :: Zamandash press

29 декабря 2009

«Guardian»: Роковая записка Бжезинского и судьба Афганистана

29.12.09 09:34, Zamandash press

Момент, который изменил Афганистан

Проблемы, причиняющие страдания Афганистану, начались с решения Америки вмешаться в дела страны после советского вторжения в 1979 году.

На этой неделе отмечается тридцатая годовщина со дня принятия рокового решения, на которое мало кто обратил внимание в свое время, но согласно которому США были втянуты в свое афганское болото. Если говорить о том, в какой конкретно единичный момент начался текущий афганский кризис, то ответом будет последняя неделя 1979 года.

В сумраке Сочельника, выполняя приказы, поступившие от президента Леонида Брежнева, подразделения советской армии перешли по понтонным мостам, наведенным через реку Амударья в Афганистан. Решение Брежнева было катастрофической ошибкой, которая не только нанесла колоссальный ущерб его стране, но и внесла вклад в ее исчезновение как национального государства. История в то же время начинает показывать, что решения, принятые в Вашингтоне в ходе той же недели, были столь же трагически близорукими. Один из способов реакции со стороны США на советское вторжение заключался бы в том, чтобы приветствовать глупость Советов и ждать терпеливо, когда афганские борцы из движения сопротивления исполнят свой исторический долг. Это было бы благоразумной, сдержанной политикой, основанной на ограниченных амбициях и риске. Она держала бы США на расстоянии от опасного места, в котором они ранее не были втянуты и которое они не знали хорошо.

Вместо этого США выбрали противоположный подход: чересчур активное участие. ЦРУ начали свою крупнейшую операцию из когда-либо осуществленных, вкачав миллиарды долларов в сопротивление в Афганистане, которые сочетались эквивалентным финансированием «доллар-в-доллар» со стороны Саудовской Аравии. Эта операция внесла решающий вклад в поражение СССР, достигнув кульминации в момент отступления Красной Армии обратно через Амударью в 1988 году.

Решение Америки по эскалации этой войны также имело другие последствия, которые стали ясны значительно позже. Оно привело в афганско-пакистанский регион десятки тысяч иностранных боевиков, включая Осаму бин Ладена. С собой эти пришельцы извне принесли крайние формы исламского фундаментализма, который был малоизвестен в Афганистане. Их влияние - ваххабитский фанатизм, проповедуемый афганским борцам сопротивления в ходе войны, оплаченной США и Саудовской Аравией - дало жизнь «Талибану». Пакистан выступил в роли нетерпеливой акушерки и без промедления превратил «Талибан» в своего ставленника в Афганистане. Придя к власти, «Талибан» предоставил убежище «Аль-Каиде», которая подготовила оттуда нападения 11 сентября 2001 года.

Решение Америки войти с головой в Афганистан 30 лет назад также превратило США в союзника Мухаммада Зия уль-Хака, реакционного военного диктатора Пакистана. ЦРУ нуждалось в базах для размещения своей антисоветской армии, и поэтому ему было необходимо сотрудничать с Зией. Как было видно, мало кого беспокоило то, что он недавно повесил избранного премьер-министра Зульфикара Али Бхутто, которого он сверг, или что его две выдающиеся цели для Пакистана включали создание «истинного исламского порядка» и создание ядерного оружия.

Благодаря чудесам рассекречивания мы теперь точно знаем, когда решение Америки по вовлечению в Афганистан было приведено в движение. Это случилось 26 декабря 1979 года, лишь два дня спустя после советского вторжения. Советник по национальной безопасности президента Джимми Картера Збигнев Бжезинский послал ему записку под названием «Размышления о вторжении СССР в Афганистан». Картер поддержал его, и скоро ЦРУ уже стало закачивать огромные суммы денег через Пакистан фундаменталистским полевым командирам. Год спустя, после того, как Рональд Рейган сменил Картера, соучастие американцев стало еще глубже. «Исключительно важно, чтобы движение сопротивления в Афганистане продолжалось», написал Бжезинский в своей исторической записке. «Это означает выделение большего количества денег, а также поставок оружия мятежникам и обеспечение определенной технической помощи. Для того, чтобы сделать вышеупомянутое возможным, мы должны как заверить Пакистан, так и поощрить его помогать мятежникам. Это потребует пересмотра нашей политики по отношению к Пакистану, обеспечения больших гарантий в отношении нее, большей помощи в плане поставок оружия и, увы, принятия решения о том, что наша политика по безопасности в отношении Пакистана не может диктоваться нашей политикой в сфере нераспространения».

До того момента США жестко контролировали ядерную программу Пакистана и блокировали ее, когда это было возможно. Как только Вашингтон дал понять генералу Зия о том, что он прекратит контролировать программу в обмен на его помощь в проведении антисоветской войны, тот начал действовать на глобальном уровне, с ведущей ролью Ак Хана по соединению компонентов ядерной технологии и топлива. Менее чем 20 лет спустя Пакистан успешно провел испытание своего первого ядерного оружия. Как и многие другие американские решения по вторжению на территории иностранных государств, решение войти с головой в Афганистан, было принято в декабре 1979 года без серьезного изучения долгосрочных последствий. Оно привело тогда к очевидному успеху, но теперь он уже совершенно не выглядит таким.

Стивен Кинзер «Guardian», 28 декабря 2009 года Перевод - «Zpress.kg»

zpress.kg

Предыдущая статьяGuardian: Проблемы Афганистана начались с решения Америки вмешаться вслед за советским вторжением 1979 года
Следующая статьяС.Аверичев: Деловые связи России и Узбекистана выдержали удар кризиса