Таможенный барьер для Таможенного союза
15 января 2010г. ? 2 (880), Деловая Неделя, Казахстан
Улболсын КОЖАНТАЕВА
Беспошлинная торговля в рамках вступившего в силу с 1 января Таможенного союза Казахстана, Белоруссии и России открывает путь свободному движению товаров. В том числе и нефти, полагают в Беларуси. Однако год там начался как обычно: сначала Минск и Москва не смогли достичь компромисса по пошлинам на поставку нефти, затем вспомнили об электроэнергетике и «молочной» составляющей двухсторонних отношений. В Казахстане по некоторым товарным позициям тоже нет ясности, но громких споров не слышно. На главную статью экспорта - сырую нефть - пошлина в РК отменена, изменится ли это в рамках Таможенного союза, пока неясно. В РФ и Беларуси ЭТП применяется..
На этой неделе Минск и Москва не достигли компромисса по поставкам российской нефти в Белоруссию. Казалось, после создания Таможенного союза, предусматривающего беспошлинную торговлю в границах трех государств, такие проблемы отпадут. Но вопреки надеждам белорусских властей, нефть, похоже, выпала из общего перечня товаров. В качестве контраргумента Минск напомнил о возможном прекращении транзита электроэнергии в Калининград и страны Балтии, потребовав при этом пятикратного увеличения тарифа на транзит электроэнергии, а российская сторона - о «молочных реках».
В прежнем русле
Минск не устраивает предложение Кремля по беспошлинным поставкам нефти лишь для внутреннего потребления подписанных в рамках документов по Таможенному союзу. Речь идет о беспошлинной нефти в объеме, необходимом для внутреннего потребления, за вычетом собственной добычи. При поставках сырой нефти в Белоруссию применялся понижающий коэффициент к экспортной таможенной пошлине: от 0,293 в 2007 г. до 0,356 в 2009 году. По мнению российской стороны, экономия для Беларуси, учитывая ставку пошлины в $267 за тонну, в текущем году составит $1,8 млрд. Эта сумма может быть и выше, если нефть заметно вырастет в цене. Белоруссия покупает у России по 21,5 млн. тонн нефти ежегодно, из которых 6,3 млн тонн идет на внутреннее потребление, а остальное на переработку и дальнейший экспорт нефтепродуктов. По мнению вице-премьера РФ Игоря Сечина, при сложившейся ситуации российская нефтеперерабатывающая промышленность находится в менее выгодных условиях, чем белорусская. «Если уж мы сообразили на троих единое таможенное пространство, то какие пошлины могут существовать внутри него? Россия много раз декларировала взаимную выгоду от Таможенного союза для всех его участников на словах, но оказалась не готова к тому, чтобы сделать реальный шаг навстречу соседям», - считают белорусские партнеры. «Такая вещь, как нефть, - это предмет договоренности, автоматизма здесь быть не может», - парирует российская сторона. В целом, эксперты отмечают, что Россия не против пролонгировать на некоторое время выгодные для Минска условия поставки нефти, но с учетом того, что будут учтены интересы российских компаний при приватизации белорусской нефтехимии. Схема - активы в обмен на льготы - в общем-то, не нова, однако западные соседи РФ в лице Беларуси и Украины принимать такие условия не хотят. Хотя стоит заметить, что Таможенный кодекс Таможенного союза будет представлен к 1 июля 2010 года, после чего, видимо, прояснится и ситуация с пошлинами на энергоносители, перемещаемые внутри таможенной границы трех стран.
Границы открыты, а для чего - еще неясно
В Казахстане, как известно, перерабатывается также порядка 6 млн тонн российской нефти, в основном на Павлодарском НПЗ, для производства бензина и ГСМ, который используется на внутреннем рынке потребления. В минувшем году нацкомпания «Казмунайгаз» выкупила 58% акций, принадлежавших АО «Мангыстаумунайгаз» и объявила о предстоящей модернизации предприятия. После этого был выкуплен и сам ММГ. Заметим, что ранее российские компании также проявляли заинтересованность к приобретению доли в этом НПЗ. По итогам 2009 года в Казахстан было импортировано порядка 6,3 млн российской нефти, изменится ли ситуация после приобретения долей и создания Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, пока сложно судить.
Через территорию РФ по трубопроводу КТК Атырау-Новороссийск и российскому маршруту Атырау-Самара и далее транспортируется более 40 млн тонн нефти. Пока же на экспорт сырая нефть из Казахстана идет без ЭТП, в то время как в той же России ставка ЭТП составляет $267 за тонну. На каких условиях будет этот объем поставляться в рамках Таможенного союза и будут ли выравниваться условия по экспортным таможенным пошлинам внутри таможенной территории, пока неясно. Очевидно лишь то, что стороны намерены регулировать экспорт за пределы таможенных границ трехстороннего союза.
Что же касается других товаров, кроме углеводородов, то с 1 января 2010 года вводятся в действие единая Товарная номенклатура ВЭД, Единый таможенный тариф Таможенного союза и единая система нетарифного регулирования. Сам же документ - Таможенный кодекс Таможенного союза- планируется ввести в действие с 1 июля 2010 года.
В пресс-релизе Департамента таможенного контроля по Алматы, распространенном после состоявшегося 30 декабря семинара для участников ВЭД, отмечается, что с 1 июля 2010 года будет отменено таможенное оформление товаров казахстанского, российского и белорусского производства и перемещение их в пределах территории государств-участников ТС. Это означает, что участники ВЭД получат возможность уплачивать причитающиеся платежи только один раз при пересечении внешней границы Таможенного союза. Вместе с тем на таможне остается санитарно-эпидемиологический, фитосанитарный, ветеринарный и транспортный контроль, а с 1 июля 2011 года с внутренних границ Таможенного союза будут убраны все эти виды контроля, кроме пограничного.
Участники встречи были ознакомлены с «Единой товарной номенклатурой», «Единым таможенным тарифом», перечнем товаров и ставок, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается консенсусом Комиссии Таможенного союза. Также был представлен перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты; объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Казахстана, Беларуси и Российской Федерации. В течение переходного периода РК сохранила за собой право применять действующие ставки ввозных пошлин по ряду товаров, к которым относятся фрукты и орехи, фармацевтическая продукция, пластмассы и изделия из них, мебель, каучук, резина и изделия, изготовленные из них, бумага и картон и мн. др. Кроме того, на период с 2010-2019 г.г. для промышленной переработки на территории РК с освобождением от взимания ввозных таможенных пошлин, при наличии подтверждения о целевом назначении допускается ввоз сахара сырца тростниковой субпозиции.
Не проясненной остается ситуация с экспортом и импортом энергоносителей. Мы уже писали о том, что экономика трех стран имеет не только сходства, но и существенные различия. Особенно это становится очевидным, когда речь идет о сопоставлении экономики Казахстана и Беларуси, которая не является крупным экспортером углеводородного сырья. Белорусские предприятия получают в рамках Таможенного союза реальный шанс расширить рынок сбыта производимой техники и прочих товаров. Хотя заметим, что далеко не все потребители проявляют готовность приобрести товары, производимые в странах СНГ, в том числе иномарки с автосборочных предприятий известных фирм. Хотя шанс купить себе новую иномарку за рубежом остается у каждого потребителя, но не предпринимателя.
А что, например, может противопоставить Казахстан лавине товаров из соседних стран, кроме зерна, муки, конфет, мучных изделий, а также немного колбас и консервов. В обмен на мебель, трикотаж, бытовые приборы, грузовой и карьерный транспорт, тракторы и прочую сельхозтехнику? Конечно, потенциал взаимодействия экономик может быть расширен путем создания совместных производств, с расширением казахстанского содержания в них. Пока же казахстанские партнеры стремятся заполучить лишь добывающие активы, хотя цель создания Таможенного союза должна служить диверсификации экономики через ее индустриализацию. Если есть такая цель, то и таможенные правила должны быть нацелены на решение этой конкретной задачи, а не просто открытию границ для беспошлинных товаров из соседних стран, чтобы они могли составить конкуренцию качественной продукции из развитых западных стран.
При этом вопрос сырьевого экспорта, который остается ключевым для Казахстана, по сути, не решен. Как уже сообщалось «ДН», в подготовительный период всеми сторонами Таможенного союза проводились внутригосударственные процедуры по международным договорам, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза. По мнению казахстанского эксперта, высказанному «ДН», следовало бы ожидать гармонии национального законодательства с законодательством в рамках Таможенного союза. Однако информация на официальном сайте Комиссии Таможенного союза не дает четкого понимания вопросов нетарифного регулирования, как в отношении третьих стран, так и в отношениях между самими участниками Таможенного союза. Новые ставки ЕТТ охватывают не все товарные подсубпозиции и по ряду из них «выпала» часть действующих в Казахстане таможенных тарифов.
Как показывает ход белорусско-российских переговоров, вопросы отмены пошлин на экспорт сырой нефти остаются нерешенными, хотя стороны заявляют о стремлении к унификации перечней товаров и ставок вывозных таможенных пошлин. Одним словом, первые дни наступившего года пока показывают, что даже созданному Таможенному союзу будет очень сложно пройти через свои же таможенные барьеры. Казахстанские границы открыты, но что это нам даст, если кроме сырьевого экспорта наладить должным образом остальной пока не удается. Удастся ли теперь, если все соседи заинтересованы продавать здесь свои товары, а нам у них особо нечего предложить?