«Asia News»: Пытки в Узбекистане как инструмент политики
22.01.10 12:35, Zamandash press
Узбекистан: Пытки являются систематическими и безнаказанными
Правозащитные группы выступили с критикой по поводу использования пыток полицией и чиновниками для получения признаний или «наказания» оппонентов. Их жалобы остаются не услышанными, а судебная власть зависима от исполнительной власти. Ташкент. В Узбекистане полицией и властями все еще осуществляются серьезные и систематические пытки задержанных и граждан, в частности, правозащитников, оппонентов правительства и независимых групп, а власти безразличны и являются соучастником всего этого. Со времени визита в страну 7 лет назад верховного комиссара ООН по правам человека Тео ванн Бовена не произошло никаких изменений. Это - заключения отчета узбекско-немецкого форума по правам человека, представленного на 98 сессии Комитета ООН по гражданским и политическим правам.
В отчете, составленном из информации, собранной Союзом прав человека Узбекистана и Комитетом по освобождению узников совести, функционирующих в Ташкенте, говорится, что многочисленные инциденты происходили с января по август 2009 года, и они противоречат убеждениям правительства о недопущении и прекращении пыток.
В 2008 и 2009 гг. как минимум 9 человек умерли в тюрьме или во время проведения расследования. Среди них - 6 человек, задержанных в связи с событиями, произошедшими в Андижане в мае 2005 года, когда армия открыла огонь по мирным демонстрантам, убив сотни, а возможно и тысячи людей. Это Шокиржон Артыков, Абдурахмон Кучкаров, Хошимджон Кадыров, Баходирхон Нодиров, Озодбек Джураев и Шухрат Хасанов. Ташкент всегда отвергал международное расследование массовой резни и высмеивал санкции Запада, ощущая поддержку России и Китая. Другими заключенными являются Нозим Мамадалиев, Исмат Худайбердиев и Музаффар Туйчиев. В отчете говорится, что «пытки в стране подобны пыткам сталинской эпохи, когда для осуждения было достаточно просто признания», и что расследования зачастую заключаются в постоянных пытках для получения признаний. Они могут быть разными: избиения, ожоги и удары током, лишение еды, сна или возможности помыться, удушение при помощи полиэтиленового пакета или противогаза, повешение человека руками в очень неудобном положении, угрозы в адрес друзей и семьи.
Райхон Соатова была арестована полицией по второстепенному обвинению в участии в восстании. 9 мая 2009 года она была изнасилована в районном полицейском отделении, 18 декабря в результате этого изнасилования она родила дочь. Семья подала 28 различных жалоб властям различных инстанций. Также 18 декабря пресс-секретарь генерального прокурора Светлана Артикова сказала радио «Озодлик» о том, что «расследование не выявило никаких фактов нарушения прав или какого-либо насилия».
Среди прочих осужденных в декабре 2007 года поэт-диссидент Юсуф Джумаев подвергся пыткам и был осужден к пяти годам тюремного заключения за критику в адрес президента страны. В тюрьме ему в течение нескольких дней не давали еду и воду, заставляли стоять до изнеможения, содержали в одиночной камере в течение месяцев без каких-либо объяснений.
Правительство отрицает факт пыток, однако по фактам многих обвинений не было проведено ни одного расследования. Согласно закону, судебная власть является независимой, однако в действительности она зависит от руководителя: судьи избираются парламентом, однако на самом деле их избирает администрация президента, которая контролирует парламент. В отчет было включено 20 случаев пыток с целью получения признаний. Они были выявлены в течение шести месяцев и об этом были проинформированы генеральный прокурор, министр внутренних дел, омбудсмен и Национальный центр по правам человека в Узбекистане. Ответа не последовало.
Насилие усиливается, поскольку никто не говорит о нем, о нем не сообщают местные СМИ, а правительство отрицает все обвинения. Всё это лишь укрепляет убеждение в том, что должностные лица могут действовать как пожелают, даже нарушая гражданские права и права человека, несмотря на тот факт, что Конституция Узбекистана запрещает пытки, а страна ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах и Конвенцию ООН против пыток, жестокого и нечеловеческого обращения.
«Asia News», 21 января 2010 года Перевод - «Zpress.kg»