Методы манипуляции сознанием в религиозно-экстремистских организациях
Tuesday, January 19 2010, analitika.org
Нурдин Мамбетов
Неуклонный рост числа сторонников различных религиозно-политических групп на территории Кыргызстана обусловлен многими причинами, в том числе экономическими и социальными. Однако большой интерес представляет формы и методы пропагандистской деятельности, через которые секты или экстремистские организации могут оказывать воздействие на психологию индивидов или массовое сознание в борьбе за религиозное или иное мировоззрение в условиях духовного кризиса.
Кризисное состояние конца 1980-х годов и изменение общественно-социальной структуры общества привело к кризису социальной психологии, что в свою очередь оказало сильное влияние на мотивацию поступков и сознание, как индивидов, так и больших групп людей. В результате ценности, насаждавшиеся в течение нескольких десятилетий, превратились в антиценности.
Болезненная ломка старых стереотипов и представлений о мире образовали вакуум в массовом сознании, частично наполненный традиционными представлениями, так как массовое сознание никогда не пустует, который быстро заполнили идеи различных религиозно-политических групп, с идеологией которых Кыргызстан столкнулся после независимости.
Идеология этих организаций проста, но механизмы и методы привлечения масс крайне изощренны и разработаны идеологами этих движений, осознающих, что для эффективности их идеи должны распространяться в обществе путем агрессивной пропаганды, борющейся с традицией религиозной или народной, либо с другой пропагандой. И не стоит забывать такое явление как обратное воздействие пропаганды на пропагандирующих, верующих в свои идеалы, что позволяет им в теории увлечь за собой эмоции социума, что конечно, зависит от восприимчивости общества к новым идеям. Поскольку именно невосприимчивость, при информационной насыщенности, становится естественным барьером при распространении идей, которые предлагают новую модель поведения разрушающей сильную тенденцию человека к подражанию и стремлению не выделятся из общей массы.
Вполне возможно знакомые с этими основами пропаганды идеологи экстремистских организаций прибегают к практически неизвестным в Кыргызстане политтехнологиям, являющимися инструментами любой пропаганды. Вместе с тем очевидно, что при вербовке своих новых адептов или потенциальных членов эти организации используют «грязные» методы политических технологий, когда ставка делается на эмоции человека, так как в определенных жизненных ситуациях в психике человеке берут вверх эмоции, нежели разум. И если рассматривать в целом отдельные способы для привлечения своих сторонников можно отметить, что проповедники религиозно-экстремистских идей воздействуют не на рассудок, а именно на эмоциональную сферу человека.
Наиболее вероятные кандидаты в члены таких организаций люди из уязвленных социальных слоев населения, где такие факторы как эмоциональная потребность человека быть уверенным в завтрашнем дне, защищенным от жестких экономических условий, становятся психофизиологическими механизмами, на которые оказывается сильное воздействие. Также как и на потребность избавится от дискомфорта исходящего из социума или общества и психологически воспринимаемого отдельными индивидами как несправедливость, вместе со стремлением человека быть ведомым.
В аргументации своей политической доктрины члены экстремистских организаций используют приемы пропаганды, разработанные учеными в области психологии в начале двадцатого века. В основу распространения идей религиозного экстремизма взята подмена определенных понятий и неоспоримых фактов. Так в классификацию подмены понятий по стандартам западных политтехнологий входит, например прием, использующийся политиками при выступлении перед широкой аудиторией, когда выступающий критикует своего соперника подкрепляя свои доводы словами «Любой разумный человек понимает:». Тот же самый прием используют активисты религиозно-экстремистских организаций, утверждая, что пророк Мухаммед не сотрудничал с государством, значит «истинный мусульманин, не должен сотрудничать с государством ни в какой форме, хотя исторически в начальный период деятельности Пророка государство как такового на территории Хиджаза не было.
Для вербовщика необходимы такие качества как наблюдательность и умение с искренним интересом слушать собеседника. Активисты Хизб ут-Тахрир при вербовки опираются на эффект подражания и психологические приемы тоталитарных сект. Эффект подражания свойственен любому человеку и имеется практически у каждого в подсознании, так как стремление познание нового через увиденное или услышанное отвечает эмоциональной потребности внести новизну в обыденное и привычное в его жизни. Это широко применяется в политических технологиях, в рекламе и безотказно действует во всех случаях. Например, если пять человек в небольшом помещении предварительно по сговору будут говорить в течение долгого времени одному человеку, который не знает о сговоре, несколько специально подобранных ключевых фраз то, в конце концов, он невольно будет подражать им.
Постоянные «духовные общения» со строго определенным кругом братьев нового члена партии Хизб ут-Тахрир и коллективные молитвы имеют примерно такой же такой эффект
Кроме того, в пропаганде экстремистских идей заметны искажения исторических фактов. Например, поражение мусульман при Ухуде (историческая битва на территории Аравийского полуострова в 625 г. н.э.), где военная и тактическая ошибка мусульман плавно, а самое главное незаметно для неискушенного человека преподносится как идеологическая ошибка.
При идеологической обработке будущих членов создается «правильный» эмоциональный фон. Например, «наша деятельность есть решительная борьба с всемирным злом:». В противном случае все не будет воспринято всерьез. Каждый день рекруты получают небольшую порцию психологического заряда в отрицательном аспекте всего происходящего вокруг. Для внушения используется нечто абстрактное: «Они жируют, а твоя жизнь как честного мусульманина проходит в бедности:.», «он бандит сеет вокруг зло, а ты его терпишь:.», «Аллах не терпит несправедливости:..» и т. п. Затем, когда злоба и ненависть доходят до критического уровня, определяется объект недовольства.
Далее создается абстрактная картина, где человеку дается выбор между «черным» и «белым». Суть этой картины сводится к следующему: «Эта власть безбожников только и делает, что ворует народные деньги, вы не виноваты ни в чем, народ наш хороший:».
И учитывая, что религия всегда эмоциональна, тем она и действенна, то грамотное сочетание религиозных догм и политтехнологий в распространении идей экстремистского толка, вероятно, привела к возникновению совершенно нового вида агрессии по отношению к массовому сознанию, представляющего большую угрозу не только для безопасности государства, но и духовному здоровью нации. Потому что цинизм, разочарование в будущем, равнодушие к страданиям других приводит человека к душевной пустоте, сознание которого готово к любому виду манипуляции. И в этом случае люди, живущие в различных социальных системах, вне которых индивид существовать не может, где столетиями формировалось мировоззрение общества и методы воспитания, будущих поколений становятся заложниками идей различных религиозно-экстремистских групп.
Единственным путем решения этой проблемы в Кыргызстане может стать повышение социальной активности верующих, которые на основе законов будут отстаивать право выбора на свой образ жизни и свое мировоззрение. Потому что на сегодняшний день свобода выбора среди верующих фактически превратилась в нежелание или неумение делать выбор, по причине неготовности большинства нести ответственность за принятое решение, боязни ошибиться в процессе выбора и неверие в собственные силы, что и используются многочисленными религиозно-экстремистскими организациями в манипуляции сознанием верующих.
Нурдин Мамбетов, руководитель отдела политических исследований НАИЦ «Религия, право и политика».