Предупреждая потери
? 3 (119) Февраль 2010, Интернет-журнал "Оазис"
Валентина Касымбекова (Душанбе)
Опыт изучения проявлений землетрясений в горных районах в Таджикистане показал, что большинство человеческих жертв и значительный материальный ущерб связаны именно с проявлениями вторичных последствий землетрясений - оползнями, обвалами, селями, разжижением грунтов.
Яркий пример гибели людей на территории республики не столько от самого землетрясения, сколько от оползней, обвалов, селей - это последствия таких землетрясений, как Каратагское (1907 г.), Сарезское (1911 г.), Файзабадское (1930 и 1943 гг.), Хаитское (1949 г.), Гиссарское(1989 г.).
Первые инструментальные наблюдения над землетрясениями начали проводиться в СССР на территории Таджикистана в 1940 году, на сейсмической станции в Душанбе. Позднее, в 1946 году на ее базе был открыт геофизический сектор Таджикского филиала Академии наук СССР. Тогда же начали свою работу сейсмические станции в Кулябе и поселке Оби-Гарм.
Именно в Таджикистан была направлена первая комплексная экспедиция Института физики Земли АН СССР, впервые в СССР приступившая к детальным наблюдениям за сейсмичностью с помощью густой сети высокочувствительных сейсмостанций. Таджикистан и его наиболее сейсмичная Гармская область стали естественным полигоном для высокоточных наблюдений и разработки количественных методов исследования землетрясений.
В 1951 году на базе геофизического сектора и трех сейсмостанций был открыт Институт сейсмологии, что означало дальнейшее развитие сейсмологической науки в Таджикистане. Через семь лет Институт сейсмологии был преобразован в Институт сейсмостойкого строительства и сейсмологии АН Таджикской ССР, в котором проводились работы по сейсмостойкости строительства и разрабатывались основы моделирования плотин из местных материалов. Именно там, в 60-х годах, была проведена экспериментальная проверка сейсмостойкости плотины Нурекской ГЭС на полевой модели методом взрывного воздействия.
В 1950-1960-е годы за рубежом создается мировая стандартная сейсмографическая сеть (WWSSN) для разработки методов обнаружения ядерных испытаний. Советский Союз не вошел в эту сеть, а стал развивать собственную - ЕССН, тоже установив на всех станциях сети стандартную аппаратуру, разработанную в СССР. В 1960-1970 годы разрабатывается сейсмическая аппаратура нового поколения, с цифровой регистрацией (США, Германия, Япония, СССР). И в 1970-е годы Консорциумом университетов США создается первая мировая сеть цифровых станций - IRIS.
Практически разрушенную советскую систему наблюдений и контроля землетрясений в Центральной Азии сейчас пытается создать мировая сейсмографическая сеть WWSSN. В последние годы WWSSN создает мировой сейсмологический архив. Во все сейсмологические организации были разосланы письма с предложением рассказать о деятельности своей организации, об основных достижениях и сотрудниках. По их просьбе в 2006 году в центрально-азиатском институте прикладных исследований Земли (ЦАИИЗе), находящимся в Бишкеке, были отсканированы сейсмограммы станции «Фрунзе» с записями исторических землетрясений.
В 1990 году в Кыргызстане, в Обсерватории Института сейсмологии была установлена одна из станций сети IRIS, а в 1991 - локальная сеть станций на севере Кыргызстана по трехстороннему соглашению между США, Кыргызстаном и Россией. Данные этой сети не только помогают международному сообществу решать научные проблемы, но и в значительной мере помогают сейсмологам Кыргызстана более точно определять местоположение землетрясений Кыргызстана, в особенности, когда на территорию Кыргызстана перестали транслировать сигналы точного времени.
Научно-исследовательская программа ЦАИИЗ на 2008-2009 гг., согласованная с инициативой GFZ «Центрально-азиатская обсерватория глобальных изменений» проводилась по трем направлениям: геодинамика и геокатастрофы, климат и вода, информационные и мониторинговые системы. В рамках программы будут проводиться, в частности, подготовка инфраструктуры для исследования оползней методами дистанционного зондирования и наземных наблюдений, разработка системы мониторинга в режиме реального времени регионов, и создание банка геоданных Центральной Азии.
Следующий этап работы рассчитан еще на 4 года. Цель проекта GEM 2009-2013 - создание открытого источника информации для оценки сейсмического риска. GEM обеспечит бесплатную унифицированную информацию о сейсмическом риске и сейсмическом воздействии по территории всего земного шара. Предполагается, что GEM создаст уникальный альянс квалифицированных экспертов по всем аспектам сейсмического риска и создаст базу данных для сравнения рисков в разных регионах и, следовательно, сделает первый шаг к увеличению знаний для снижения риска.
Как рассказали сотрудники, в настоящее время работа в Институте сейсмологии и сейсмостойкого строительства (ИСССТ) ведется в прежнем направлении, но в основном, по отдельным заказам, в частности, это ГЭС Сангтуда-1 и Сангтуда-2, Рогунская, Нурабадская ГЭС и другие объекты.
Таджикским сейсмологам крайне не хватает современных приборов и оборудования, но своих финансовых возможностей для их приобретения у них нет. Поэтому в настоящее время сотрудники Института сейсмологии развивают сотрудничество с Международным научно-техническим центром, участвуя в совместных проектах с институтами России и США.
ИСССТ АН РТ участвует в ряде международных проектов, например, в сотрудничестве с Потсдамским Центром исследования Земли имени Гельмгольца (GFZ, Германия) в Таджикистане в ближайшее время будут установлены две современные цифровые сейсмические станции.
Сейсмолог Надира Мавлянова говорит: «Изучение землетрясений имеет два аспекта: научный - сейсмология, которая изучает землетрясения как природное явление, и сейсмостойкое строительство, и социальный - как угроза обществу и устойчивому развитию государства, требующая принятия системы мер. Ученые пока не могут дать надежный краткосрочный прогноз, то есть точно предсказать место и время происхождения очередного землетрясения. Однако, основываясь на уже накопленной годами информации о случившихся землетрясениях, с определенной точностью они могут предсказать, где, и какой силы оно может произойти».
Между тем, именно в Таджикистане вопрос изучения предупреждения стоит наиболее остро в силу хозяйственной деятельности и особой сейсмической активности региона.
«Особую озабоченность вызывает освоение гидроресурсов в горных районах, поскольку создание искусственных плотин и водохранилищ очень часто приводит к нарушению природного равновесия. Сейчас намечено создание нескольких крупных водохранилищ, что должно стать объектом тщательного изучения и наблюдения сейсмологов. Другая, не менее важная проблема - освоение пахотных земель, расположенных на лёссовых грунтах, имеющих широкое распространение в Центральной Азии. Неправильное, нерациональное водопользование может также привести к тяжелым и катастрофическим последствиям. К примеру, Гиссарское землетрясение 1989 г. Слабое землетрясение с магнитудой М=5,5 вызвало эффект разжижения лёссового грунта, и, как следствие, образование оползней и гигантского (3,5 км) грязевого потока на склоне крутизной всего 40-60 градусов, из-за которого погибли 274 человека. Это явление - результат 20-летнего ирригационного освоения данной территории, когда неправильный полив изменил свойства грунтов», - говорит Мавлянова.