CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Американский прагматизм Ташкента :: Казахстан. Деловая Неделя

14 февраля 2010

Американский прагматизм Ташкента

12 февраля 2010г. ? 6 (884), Казахстан. Деловая Неделя.

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Узбекистан расширяет сотрудничество с США, потому что не видит смысла укреплять связи с постсоветскими образованиями

Принятый недавно Узбекистаном план действий по укреплению сотрудничества с Соединенными Штатами на нынешний год вызвал весьма негативные оценки в России, а также поставил под сомнение дальнейшие планы взаимодействия Ташкента со всеми существующими постсоветскими структурами. Заговорили и о «новом узбекском развороте» в сторону Америки, и об очередном «предательстве» И. Каримова российских интересов в Центральной Азии, и даже о том, что теперь якобы Узбекистан станет главным опорным пунктом США в регионе - по крайней мере до тех пор, пока будет продолжаться операция сил коалиции в Афганистане.

Вновь Узбекистану стали предрекать положение некоего «отрезанного ломтя» во всех постсоветских что политических, что экономических образованиях. А поскольку операции в Афганистане не видно ни конца - ни края, то Ташкент может теперь с американской помощью по праву наиболее сильного и влиятельного государства в регионе начать серьзно «качать права» в отношениях с соседями (причем не только по водным, но и территориальным вопросам).

И все же думать о том, что Узбекистан «вдруг» развернулся в сторону США для того, чтобы в очередной раз показать свою неуступчивость России и преподать урок «гибкой дипломатии» соседям по Центральной Азии, было бы большой ошибкой. Просто Ташкент, который базирует свое внешнеполитическое поведение на традиционной для региона многовекторности, решил «под афганским соусом» прагматично попытаться разыграть «американский пасьянс», тем более что выгод от этого он может получить очень даже немало.

Постсоветские структуры для Ташкента давно уже бесперспективны. Поэтому он и расчитывает на расширение сотрудничества с Вашингтоном

Показательно, что если при предыдущей администрации США во главе с Дж. Бушем отношения Вашингтона и Ташкента были крайне напряженными, то при команде Барака Обамы ситуация изменилась. Соединенные Штаты стали рассматривать отношения с Узбекистаном в Центральной Азии как приоритетные, причем Ташкент стал для них одной из ключевых точек в региональной политике, особенно в связи с продолжением афганской операции силами коалиции.

Поскольку Узбекистан за последнее время неоднократно демонстрировал свое неприятие функционирования различных постсоветских политических и экономических структур, американцы решили, что в качестве замены им можно вполне предложить узбекской стороне расширение собственного присутствия, которое еще совсем недавно (по крайней мере до андижанских событий) развивалось весьма успешно.

Именно поэтому на нынешний год Соединенные Штаты предложили расширять сотрудничество с Ташкентом по целому спектру направлений - в области экономических проектов, политического сотрудничества, различных аспектов взаимодействия в отношении Афганистана. А серьезность подобных программ подкреплена и усилением контактов на официальном уровне.

В конце весны состоится визит госсекретаря Соединенных Штатов Хиллари Клинтон в Ташкент (она планирует посетить по пути еще как минимум две центральноазиатские страны), а также в течение нынешнего года узбекскую столицу посетят несколько американских конгрессменов, входящих в группу законодателей -так называемых «друзей Узбекистана».

Наиболее важным в этом плане будет попытка подписать двусторонее соглашение о взаимной защите инвестиций. Также должны в американском конгрессе обсуждать варианты отмены поправки Джексона-Венника, которая давно уже мешает торговле двух стран, оставаясь пережитком еще со времен распада Советского Союза (хотя этот вопрос больше носит декларативный характер, нежели реально способен как-то стимулировать двусторонние торговые отношения) .

Американцы готовы принимать у себя узбекских предпринимателей на переподготовку и учебу по различным деловым специальностям, хотя то, чего Узбекистану нужно сейчас в первую очередь - это прямых инвестиций в экономику - американцы пока не обещают. Правда, скорее всего, причины тому отнюдь не в отсутствии желания вкладывать деньги со стороны бизнеса США, а по причине крайней неэффективности существующего в Узбекистане местного законодательства, мешающего работать в республике зарубежным компаниям. Трудно пока понять и суть планов по расширению сотрудничества между двумя странами в области фермерского хозяйства, поскольку методы ведения сельскохозяйственного производства в обеих государствах кардинальным образом разнятся. Но под подобное сотрудничество в бюджете США сейчас выделены средства - вот они-то и будут в нынешнем году на узбекском «фермерском направлении» осваиваться.

И вот что еще важно: американцы хотят уже в этом году открыть в Ташкенте филиал одного из своих университетов, а планируется это сделать как раз под визит в Узбекистан Клинтон. Предполагается принимать узбекских слушателей на курсы, закончив которые, они смогут получать американского образца дипломы (по типу такой программы учебного сотрудничества, которая существует между Соединенными Штатами и рядом стран Персидского залива - в частности Катар).

Будет активно развиваться в нынешнем году и военное сотрудничество между двумя странами. Интересно, что когда американцы еще размещались в начале нынешнего века на авиационной базе в Ханабаде, контакты на военном уровне между Ташкентом и Вашингтоном были очень продуктивными.

Потом последовали «андижанские события», американцев «культурно попросили» из Узбекистана за критику действий И. Каримова, но никто с США полностью военных контактов тогда в Ташкенте не прерывал. И уже после событий на Кавказе летом 2008 года, а также в результате желания России создать некое подобие «новоявленного среднеазиатского военного округа» в рамках сил быстрого реагирования под эгидой ОДКБ Ташкент вновь выступил за расширение военных контактов с Пентагоном.

Пока в Афганистане будет сохраняться напряженность, Узбекистан может развернуть Америку в свою сторону по полной программе

Важно и то, что Соединенные Штаты даже в «андижанские времена» регулярно поддерживали контакты с первыми лицами Узбекистана, посылали деловые делегации в эту республику, предоставляли стипендии и гранты на обучение в университетах и центрах США (теперь же подобных стипендий будет намного больше - включая обучение узбекских военных в академии Вест-Пойнт и других учебных центрах Пентагона). Плюс в Узбекистан будут передаваться те виды оружия, которые попадают под так называемые «активно использованные излишки» в самой американской армии.

Показательно, что американцы сравнительно быстро поняли, что в результате «андижанского охлаждения» с Ташкентом они гораздо больше проигрывают, чем получают выгод. А с учетом того, что и сама узбекская сторона решила пойти навстречу Вашингтону (тем более раз появилась такая безпроигрышная не только для Узбекистана, но и всей Центральной Азии афганская проблематика), Америка весьма успешно вернулась в «узбекский вакуум», который та же Россия чем-то альтернативным за прошедшие годы так и не смогла существенно заполнить.

В этом плане узбекская сторона, пожалуй, первой из стран Центральной Азии решила «подтащить» к себе американцев именно «под афганским углом». Понимая, что США действительно нужна помощь по самому различному спектру вопросов на афганском направлении - от прокладки дорог до снабжения войск коалиции военными и невоенными грузами, Ташкент, к примеру, подрядился принять участие в сооружении железной дороги по маршруту Хайратон - Мазари Шариф в Афганистане.

Важно, что эта дорога не столько будет помогать самому Афганистану, сколько поможет и узбекской стороне улучшить собственную транспортную инфраструктуру и выведет узбекские товары (в первую очередь сельскохозяйственные) на важные для себя рынки. К тому же даже по завершению афганской операции силами коалиции (а когда это произойдет - никто не сможет сейчас предвидеть) те же американцы дорогу с собой не заберут, и она останется важной транспортной артерией для пользования самими узбеками.

Также расширяется сотрудничество между Узбекистаном и США в рамках программы Партнерства ради мира с НАТО. Натовцы не только согласились разнообразить контакты с Ташкентом, но и фактически поддержали планы Ислама Каримова действовать в процессе урегулирования в Афганистане по схеме «6 плюс 3», в которой Узбекистан может сыграть весьма существенную роль.

Плюс нельзя забывать о том, что Узбекистану удалось убедить Соединенные Штаты в важности превращения аэропорта города Навои не только во временную перевалочную базу для натовской транспортной авиации, обслуживающей силы коалиции в Афганистане, но и сделать его крупным узлом (как пассажирским, так и грузовым) для всего региона - на пересечении важных маршрутов, ведущих из Европы в Азию.

Это - не «новый разворот» лицом к Америке, это - прагматичная ориентировка на более сильного

Многие специалисты как в Соединенных Штатах, так и за их пределами по-прежнему говорят о некоем «новом сближении» США и Узбекистана. Однако сближение это давно уже имело место, и сейчас оно просто принимает весьма конкретную форму. При этом все плюсы подобного укрепления отношений между двумя странами тем не менее по-прежнему таят в себе определенные неясности и непредсказуемость.

Так, Узбекистан давно хотел бы избавиться от внешнеторговой зависимости в отношениях с Россией (что бы об этом ни говорилось в торжественной обстановке на саммитах СНГ). Ведь, как и раньше, ключевые коммерческие и энергетические маршруты из Узбекистана проходят через российскую территорию, но ситуация в этом вопросе постепенно все же меняется (один из таких важных моментов - открытие под Новый год газопровода из Туркменистана в Китай, который проложен через территорию Узбекистана и Казахстана). Для того, чтобы Соединенные Штаты серьезно рассматривали Узбекистан в качестве надежного партнера в Центральной Азии, узбекская сторона решила активно привлечь в страну американский бизнес. Тем самым Соединенные Штаты даже в условиях еще продолжающегося финансово-экономического мирового кризиса получили по сравнению со многими другими государствами возможность закрепляться в Узбекистане и на будущее работать с узбекской территории на прилегающий Центрально-Азиатский регион.

Активизировалось со второй половины прошлого года и военно-техническое сотрудничество США и Узбекистана. Подписанное соглашение между военными ведомствами двух стран свидетельствует о том, что Пентагон в Узбекистане намерен работать не только на время осуществления операции в Афганистане, но и на перспективу. При этом Ташкенту в американских планах отводится место одного из ключевых партнеров во всей Центральной Азии.

Раскручивая все эти контакты, Узбекистан тем не менее вовсе не намеревается превратиться в послушного «клиента» США в Центральной Азии: узбеки прагматично подталкивают к сотрудничеству американских представителей, держа их все же на разумной дистанции. Но и для Соединенных Штатов такой курс Ташкента вполне приемлем - особенно на фоне тех проблем, которые они имеют со многими другими государствами Ближнего и Среднего Востока.

Что же касается позиции И. Каримова, то он, наращивая свои отношения с Соединенными Штатами, попросту пытается тем самым расширить свой «многовекторный внешнеполитический набор», развивая контакты с ведущей мировой державой в обход и России, и возглавляемых ею постсоветских структур.

Делается это прежде всего потому, что на данном этапе Узбекистан может получить от Америки гораздо больше, чем от России. Но и о «московском векторе» узбекский президент совсем уж не забывает. Тем самым демонстрируя, что он вроде бы «не совсем лучший друг, и только для США», и что, в принципе, на будущее возможны какие-то и выгодные для России варианты на узбекском направлении. При этом в Вашингтоне намного раньше, чем в Москве, судя по всему, осознали: современная узбекская внешняя политика уже давно выросла из «советских штанишек», а базируется исключительно на в чем-то корыстной, но все же разумно-прагматичной выгоде. Да и нельзя не учитывать тот факт, что Узбекистан давно уже демонстирует куда большую лояльность своим западным партнерам (США и ЕС), нежели России и СНГ.

Устраивает такой подход к двусторонним контактам и Вашингтон. Правда, И. Каримов в любой момент может элементарно «развести» и американцев, и российскую сторону, создавая периодически то у одних, то у других крайне обманчивое впечатление «верного союзника». А потом в случае необходимости одних оставить ни с чем, а другим напротив - дать на работу в республике полный карт-бланш. Поэтому удивляться нынешнему активному сближению Вашингтона и Ташкента не стоит. Узбекистан тем самым уже послал важный сигнал не только США (на укрепление сотрудничества), но и России с остальными странами СНГ, которые пока никак в области прагматики для узбекской стороны ничего перспективного из себя не представляют. Но восточные политики - люди мало кем в Америке, России и Европе понимаемы и практически никогда не просчитываемы. Поэтому сегодняшняя «американская карта» Ташкента может оказаться вполне лишь очередным звеном в гораздо более сложной и тонкой политической комбинации, которую узбекские руководители намерены в недалеком будущем разыграть в Центральной Азии.

dn.kz

Предыдущая статьяУзбекистан осудил фотографа за «оскорбление народных традиций» :: Казахстан. Деловая Неделя.