CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ferghana-blog.livejournal.com

Блог Ферганы.Ру - За что убили Марка Вайля?

15 февраля 2010

Предудыщая публикация | Следующая публикация

За что убили Марка Вайля?

Feb. 14th, 2010 at 2:26 PM , Блог Ферганы.Ру

После убийства Марка Вайля правоохранительные органы Узбекистана через два года раскрыли преступление. Окончательно в мотивах преступления разберётся суд. Но факт остаётся фактом. Совершён групповой преднамеренный самосуд.

По показаниям, организаторы и участники убийства намеревались только, мягко выражаясь, «попугать» известного режиссёра. Организаторам преступного нападения, видите ли, не понравился спектакль «Подражание Корану», поставленный в «Ильхоме» М.Вайлем. К теме «Подражание Корану» М. Вайль обратился не случайно и не с целью затронуть чувства верующих мусульман. И я, как специалист по зарубежной литературе, постараюсь осветить некоторые вопросы.

В спектакле задействовано имя А.С.Пушкина. Напомним, что, обращаясь к близким друзьям в лице главы семейства П.А.Осиповой, Пушкин в художественной форме выразил своё отношение к священной книге мусульман: «Мужайся ж, презирай обман,/ Дорогой правды бодро следуй,/ Люби сирот, и мой Коран/ Дрожащей твари проповедуй». Стихотворение называется «Подражания Корану».

О знании Корана великим поэтом говорит каждая строчка стиха. Рассуждая об образе Магомета, он говорит: «С небесной книги список дан/ Тебе, пророк, не для строптивых;/ Спокойно возвещай Коран,/ Не понуждая нечестивых!/ Зачем кичится человек?/: За то ль, что бог и умертвит/ И воскресит его по воле?».

Последние строчки подражают суре 2-29 (Аль-Бакара), в которой говорится: «Как можете вы не веровать в Аллаха? Когда вы были без жизни, Он даровал вам её, и потом Он пошлёт вам смерть, а затем вернёт вас к жизни:».

Пушкин в комментарии к «Подражаниям Корану» («плохая физика, но какая смелая поэзия!») предвосхитил выводы исследователя Корана венгерского исламоведа Игнаца Голдциера (Goldziher Ignaz, 1850 - 1921), который исследовал программные манифесты школы Абдуха (der Abduh-Schule wieder).

Ссылаясь на вышеприведённую суру 2-29, Голдциер отметил: «Что касается отношения Корана к естественным наукам, Абдух исходит из положения о том, что бог не открывает свою книгу, чтобы объяснить явления природы в научном смысле; объяснение этих явлений не является задачей религии. В Коране описание явлений природы даётся только с целью показать совершенство и чудеса творений мудрого Творца (напр. голубизна неба - Blau des Himmels. И далее обращается с призывом: «Бог милосерд: Он Магомету/ Открыл сияющий Коран, / Да притечем и мы ко свету,/ И да падёт с очей туман».

Другой великий поэт России, М.Ю. Лермонтов, подчеркнул высокую степень уважения мусульман к священной книге: «Так за ничтожный талисман,/ От гроба Магомета взятый,/ Факиру дайте жемчуг, злато/ И все богатства чуждых стран:/ Закону строгому послушный,/ Он их отвергнет равнодушно!» Или: «Он в кольчуге драгоценной,/ В налокотниках стальных:/ Из Корана стих священный/ Писан золотом на них».

И не только великие русские гуманисты, среди которых отведено особое место Л.Н.Толстому, воспевали Коран. Иоганн В. Гёте, про которого Толстой писал: «Читаю Гёте и роятся мысли: о жизни, о бытие», в «Западно - Восточном диване» подчёркивает: «Что книгой книг является Коран,/ Я, мусульманин, истиной считаю». (Da? er das Buch der Bucher sei,/ Glaub ich aus Mosleminen-Pflicht/). «Диван» по теме, по содержанию, по последовательности стихов подражает Корану.

В суре 2-178 говорится: «праведность не в том состоит, что вы обращаете лицо ваше к Востоку или Западу, но тот истинно праведен, кто верует в Аллаха, в Последний День, и в ангелов, и в Книгу, и пророков, и кто помогает сиротам:.». Эта сура «красной нитью» проходит через стихи «Дивана», который начинается со стиха «Гиджра». Поэт провёл аллегорическое подражание, а именно: если новое летоисчисление (Хиджра) началось со дня отъезда Пророка в Медину, то «Диван» Гёте начинается «с картины крушения старого мира», как отмечает исследователь творчества Гёте - Л.М. Кессель.

Может быть, «строптивые» в этой аллегории усмотрят неуважение к Корану? И что плохого в том, что, ссылаясь на суны, которые осуждают неправедность и неправоверность смертных, талантливый художник со сцены «Ильхома» напомнил нам, что нужно совершенствовать жизнь?

Уместно напомнить слова Гёте, в которых он выступает против похмелья - неприятного чувства после попойки (Katzenjammer) - «всем нам, мусульманам, в трезвом виде быть согбенным»(Welch ein Zustand. Herr, so spate/ Schleichst du heut aus deiner Kammer;/Perser nennens Bidamag buden,/Deutsche sagen Katyenjammer/.). В переводе звучит так: «Господин, ты в диком виде,\Нынче дом покинул свой,-\ То, что бидамаг для перса,/ То для немца перепой./

Другая аллегория проводится по линии встречи Хафиза с Тимуром (Имеется в виду Хафиз Ширази, современник Хафиза Хорезми. - авт.), а Гёте с Наполеоном. Два поэта и два полководца с Запада и Востока. Гёте одинаково больно за то, что неповторимая культура мусульманского ренессанса средневековья, уцелев от монгольского нашествия, затем рухнула под ударами Тимура. И, как у истинного немецкого патриота, национальная гордость Гёте страдала от нашествия иноземных наполеоновских войск.

Кессель так выражает кредо гетевского мировоззрения: «бессмертен тот, кто насмерть стоит за народ». А философская система Гёте - это суфизм и её четыре ступени: шариат, тарикат, хакикат и маарифат. Извращенцам основ учения Пророка Мохаммеда Гёте предлагал: привязать верёвку «к самой крепкой балке у палат и себя подвесить!/ Повисев, он почует, что улёгся гнев». (Книга недовольства. Рендш-Наме).

И сейчас слова Гёте остаются актуальными, как никогда. Большую опасность для общества представляют те, которые под видом борьбы за чистоту религии извращают и превращают её в орудие возмездия или экспансию политических интересов. Гёте называл своими врагами тех, кто «в человечьей общей груде, кто глупей - себя и славят, недоумки, полулюди нас везде и жмут и давят».

Кто же эти враги? Поэт риторически восклицает: «Опиши врагов! - Так с виду/ Это те же христиане,/ Но уже не раз обиду/ Я терпел от этой дряни». Но «этой дряни» достаточно не только среди исповедующих христианство. В стихе «Дивана» «Когда ссылались на Коран бывало:» (Sonst_WENN man den heiligen Koran zitierte), Гёте, усмотрев у определённой части мусульман настроения, искажающие суть священного писания, отметил: «Когда-то цитируя слово Корана,\ Умели назвать и суру и стих,/ Любой мусульманин, молясь неустанно,\ Был совестью чист и чтим меж своих.\ У новых дервишей - больше ли знаний?\ О старом, о новом кричат вперебой./ А мы что ни день, то больше в тумане, О, вечный Коран! О, блаженный покой!\.

Эти слова применимы к событиям на заре независимости Узбекистана. Мы должны согласиться, что власть в Узбекистане довела до минимума опасность религиозного экстремизма, не допустив даже малейшего неуважения к какой - либо из конфессий. Что есть - то есть. В то же время в признанной демократической стране - США, бывшая первая леди США Хилари Клинтон открыто вещала о неприязни к мусульманам. (Недаром Демократическая партия США предпочла ей Барака Обаму, а на выборах уже американский народ отразил настроения в обществе, которому надоели и бушевская экспансия, и противостояние с мусульманским миром). Да и матушка Россия дала понять, что однополярного мира не будет.

В условиях жёсткого контроля со стороны государства «Подражание Корану» в «Ильхоме» не продержалось бы и одного дня. Никакого неприятия различных ориентаций Вайля в его частной жизни власть не проявляла. И мы отдаём дань его памяти.

Мурод Тешабаев, кандидат филологических наук.

ferghana-blog.livejournal.com

Предыдущая статьяCA-NEWS : Состоится ли саммит ОБСЕ в Астане?
Следующая статьяКыргызстан: Секреты Секретариата - Фергана.Ру