CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ferghana.ru

Узбекистан: В Андижанской области - новый всплеск охоты на религиозных экстремистов - Фергана.Ру

15 февраля 2010

Узбекистан: В Андижанской области - новый всплеск охоты на религиозных экстремистов

15.02.2010 14:24 msk, Фергана.Ру

В Узбекистане наблюдается очередной всплеск охоты на религиозных экстремистов, в связи с чем при хокимиятах (администрациях) создаются специальные комиссии, которые возглавляют главы областей, сообщает Группа быстрого реагирования (ГБР).

Основной задачей комиссий является совершение рейдов в махалли (общины) и частные дома «с целью выявления членов религиозных экстремистских группировок». В состав комиссии входят представители областных отделений Службы национальной безопасности (СНБ), МВД, прокуратуры, общественного движения молодежи Узбекистана «Камолот», Фондов «Нуроний», «Махалла» и так далее.

Аналитическая «Группа Быстрого Реагирования - Узбекистан» была создана 25 апреля 2008 года при Группе Быстрого Реагирования по Предотвращению Пыток в Узбекистане (ГБР). «Группа Быстрого Реагирования - Узбекистан» осуществляет регулярный мониторинг общественно-политических событий, разрабатывает рекомендации по преодолению и исключению кризисных ситуаций. Такая комиссия создана и в Андижанской области. Доверенный источник ГБР сообщил, что комиссия совершила рейды во все районы, в результате чего составила подробный список обнаруженных в области 4.744 членов «религиозно-экстремистских группировок», в том числе 1540 «ваххабитов», среди которых 71 женщина, 1182 «акромистов» (123 женщины), 1996 членов организации «Хизб ут-Тахрир» (269 женщин), а также 14 «таблиговцев» и 12 «нурсистов».

Для того чтобы определить, кто именно является религиозным экстремистом, комиссии руководствуются весьма сомнительными, по мнению членов ГБР, критериями. Такими, к примеру, как пребывание человека в течение определенного времени за рубежом, регулярное посещение им мечети, совершение молитв, родственные отношения с осужденными по религиозным мотивам, определенный стиль одежды и так далее.

Кроме того, комиссии ведут разъяснительные пропагандистские беседы с имамами мечетей, наблюдают за посетителями этих учреждений, стоя у входа в здание. Учащимся средних школ или колледжей вход в мечеть строго запрещается, члены комиссии проводили беседы со взрослыми, чтобы те запрещали своим детям такие визиты.

Отсчет интенсивной «охоты на экстремистов» в Узбекистане ведется с ташкентских взрывов в 1999 году, затем в 2004 году были террористические атаки в Ташкенте и Бухаре, а в 2005 году - Андижанские события.

Акции по выявлению и поимке религиозных фундаменталистов и экстремистов в Узбекистане с новой энергией были возобновлены после прошлогодних майских событий в Андижане, последовавшими летом громкими убийствами в столице Узбекистана и арестами среди религиозных групп населения.

Напомним, что 25-26 мая 2009 года в Ханабаде и Андижане произошло несколько вооруженных столкновений между правительственными силами и группой неизвестных лиц. Кроме того, в Андижане неизвестный смертник подорвал себя зарядом спрятанной на теле взрывчатки.

16 июля в подъезде своего дома в Сергелийском районе Ташкента был зарезан заместитель директора по вопросам просвещения столичного медресе Кукельдаш Аброр Аброров, а вечером 31 июля во дворе своего дома получил множественные ножевые ранения главный имам-хатиб города Ташкента Анвар-кори Турсунов, жизнь которого удалось спасти.

Затем последовало убийство заместителя начальника главного управления уголовного розыска и борьбы с терроризмом МВД Узбекистана полковника Хасана Асадова, который был застрелен в своей квартире вечером 9 августа 2009 года. Хасанов в составе объединенной следственной группы МВД, СНБ и Генпрокуратуры занимался расследованием нападений на религиозных деятелей.

29 августа 2009 года около ташкентской мечети «Кукча» произошла перестрелка между вооруженной группой и сотрудниками узбекских правоохранительных органов.

По подозрению в причастности к покушению на имама столицы с августа было задержано большое количество верующих из Ташкента и Ташкентской области. А в январе 2010 года в суде по уголовным делам Сырдарьинской области начался процесс сразу над 57 гражданами республики. В числе других обвинений им инкриминируется и причастность к покушению на главного имама столицы Узбекистана.

В феврале 2010 в городе Чирчик Ташкентской области состоялся тайный и закрытый судебный процесс еще над пятнадцатью обвиняемыми в покушении на жизнь Анвара-кори Турсунова и убийстве Хасана Асадова.

Очевидно, что у властей Узбекистана имеются веские причины для того, чтобы следить за ситуацией в Андижанской области и контролировать уровень роста религиозности среди местного населения в этом потенциально «взрывоопасном» из-за большой плотности населения и безработицы регионе.

Андижанская область расположена в Ферганской долине, это самая восточная область Узбекистана, граничащая с Кыргызстаном. Самая маленькая по площади, но самая густонаселенная в республике: здесь проживает почти десять процентов населения страны, при этом площадь области составляет менее одного процента от общей площади государства. Основное население области составляют узбеки, проживают здесь также русские, киргизы, представители ряда других национальностей.

Социально-экономическое положение населения региона весьма сложное из-за нехватки рабочих мест и источников доходов. Согласно официальной статистике, число местных безработных составляет всего 1.869 человек при населении в 2,4 миллиона человек, что менее одного процента трудоспособного населения области. Однако верить этим цифрам нельзя, поскольку в действительности безработных намного больше, заявляют активисты ГБР и делают вывод, что сложившиеся в Андижанской области условия, к сожалению, остаются удобной почвой для существования и развития радикальных настроений.

При этом бесспорно, считает ГБР, что каждое государство стремится обеспечить свою безопасность, мир и стабильность. Но это становится возможным только тогда, когда государство четко понимает характер угроз для своей безопасности.

В настоящее время угроза, исходящая от религиозного экстремизма и фундаментализма является, по определению ГБР, «легитимной». Однако наряду с ведением борьбы против данной угрозы государство применяет и репрессивные меры. От этой практики нередко страдают мирные верующие, в том числе члены семей, имеющих осужденного по религиозным мотивам родственника.

ferghana.ru

Предыдущая статьяВ Туркменистане вместо Дня Святого Валентина праздновали годовщину инаугурации президента - Фергана.Ру
Следующая статьяО.Зегонов: Иран потянулся к каспийской нефти