Наталья ХАРИТОНОВА, к.и.н., координатор JEEN, специально для «Новой» - Казахстан»
11.03.2010 г., Новая газета - Казахстан
Nabucco побоку?
Перспективы этого амбициозного проекта весьма туманны
Последние события показывают, что на фоне смены власти в Украине и нарастающей напряженности в отношениях России и Узбекистана Европа все больше заботится о своей энергетической безопасности и тратит все больше сил на то, чтобы укрепить свои позиции в Центральной Азии.
Это подтвердили участники семинара «Туркменистан - западное влияние: энергетические интересы и политические последствия», прошедшего 5 марта в Вене с участием ведущих специалистов из Европы, России, Туркменистана. Организатором семинара выступила Eurasian Transition Group (ETG, Bonn). Дискуссия, которой руководил Михаэль Лаубш, директор Eurasian Transition Group, разворачивалась вокруг двух основных сюжетов - насколько можно доверять Туркмении как поставщику такого важного источника энергии для Европы, как природный газ, и проблема статуса проекта Nabucco - политический он или экономический, стабилизирующий или дестабилизирующий.
Эксперты отмечают, что взаимоотношения между Азербайджаном и Туркменистаном играют ключевую роль с точки зрения их влияния на реализацию проекта Nabucco, как и фактор конкуренции между проектами Nabucco и South Stream. Согласно опросу, Nabucco не сможет гарантировать энергетическую безопасность Европы, но сможет ее усилить. Мнения экспертов относительно стабилизирующего или дестабилизирующего эффекта от Nabucco на страны, через территорию которых он будет проходить, также разделились.
Кристиан Долезаль, руководитель пресс-службы Nabucco, подчеркнул, что проект является чисто экономическим, и с этой точки зрения он реалистичен и рентабелен, так как на новый трубопровод есть спрос, он нужен и поставщикам, и потребителям сырья. Консорциум, построив газопровод, выйдет на рынок потенциальных поставщиков по принципу «качай-плати», то есть Кристиан Долезаль ушел от вопроса о надежности Туркменистана или, например, Азербайджана как поставщиков газа для Европы. При этом, правда, руководитель пресс-службы дал понять, что, несмотря на экономическую составляющую проекта, вопрос о том, кто будет его наполнять, зависит и от политических решений, в частности, Туркменистана, Азербайджана и Ирана.
Другого мнения придерживается Аркадий Дубнов, эксперт по проблемам Туркменистана, постоянный автор «Новой» - Казахстан». Он подчеркнул, что Nabucco - проект политический. По его мнению, свидетельством тому активность, связанная с ним - визиты представителей ЕС и США в Ашхабад, - на фоне беспрецедентных заявлений президента Туркменистана о готовности к либерализации режима, что стало следствием его февральского визита в Париж, где уже 2 марта на встрече с ним спецпредставитель ЕС по Центральной Азии Пьер Морель заговорил об «одобрении реформаторского курса» Бердымухамедова. Все это, по мнению Дубнова, может означать, что в конце апреля - начале мая в Брюсселе будет подписан меморандум со всеми возможными газовыми поставщиками трубопровода Nabucco.
При этом данный эксперт сделал прин-ципиальное замечание, что диалог Запада с Туркменией можно охарактеризовать как диалог слепого с глухим, в котором «слепой - Запад - закрывает глаза на происходящее в регионе, а глухой - туркменский диктатор - ничего не хочет слышать, а хочет только, чтобы слышали его». Именно поэтому Западу нужно учитывать то, что все договоренности с Туркменией, как и со всеми центральноазиатскими странами, могут быть в любой момент в одностороннем порядке пересмотрены. Равно как и то, что лидеры Центральной Азии не могут пойти на реальную либерализацию, поскольку это будет угрожать их личной власти. Он также не исключил, что Запад несет ответственность за укрепление деспотического туркменского режима, который научится с помощью демагогии манипулировать западным общественным мнением в своих интересах.
Еще один важный момент, отмеченный Дубновым, касался нового формата отношений Москвы с Киевом после прихода к власти Виктора Януковича, которые могут кардинально сказаться на перспективах Nabucco. По его мнению, сближение Москвы и Киева при определенных условиях может привести к тому, что Россия сочтет возможным вместо дорогого South Stream (в разы дороже проекта Nabucco) вернуться к более надежному и менее рискованному с геополитической точки зрения маршруту экспорта газа через Украину. В равной степени это может повлиять и на перспективы реализации проекта Nabucco.
Проблемы в «логике Nabucco» отметил еще один автор «Новой» - Казахстан», эксперт из ФРГ по Центральной Азии Виталий Волков. По его мнению, этот проект может создать дополнительную неустойчивость в регионе, так как он ориентирован на разных поставщиков - Туркменистан, Азербайджан, Иран, чья надежность по разным причинам вызывает сомнения. Более того, он рассчитан на конкуренцию между ними. Волков напомнил, что обозначенные страны в условиях конкуренции далеко не всегда действуют с помощью экономических рычагов, а часто прибегают к таким инструментам, как высылка трудовых мигрантов, ограничение водных и энергетических ресурсов, физическое воздействие на объекты инфраструктуры, и т.д.
Таким образом, сложно предположить, что Nabucco снизит напряженность в регионе, скорее, наоборот. Кроме того, Nabucco - проект, рассчитанный на минимизацию энергетической зависимости Европы от России. При этом остается очевидным факт, что Россия хотя и не самый удобный для Европы, но более предсказуемый с экономической и политической точек зрения поставщик, чем, например, Туркменистан.