CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Все «в сад»... :: Интернет-журнал "Оазис"

29 апреля 2010

Все «в сад»...

? 8 (124) Апрель 2010, Интернет-журнал "Оазис"

Артем Фрадчук (Душанбе)

Население столицы Таджикистана в последние годы увеличилось более чем вдвое. Если в последние годы советского периода оно составляло около 650 тысяч человек, причем большую долю его составляли небольшие семьи, то сейчас в столице, по неофициальным данным, проживает примерно 1,5 млн. жителей, с преобладанием многодетных семей. Постоянный приток сельских жителей, быстро растущее население столицы и отсутствие жилищного строительства создали такой острый дефицит жилья, что даже старые, неблагоустроенные ведомственные и фабричные общежития стали «ценной недвижимостью».

В последние годы все чаще эти объекты вместе с предприятиями или самостоятельно выставляются на продажу Госкомитетом по управлению госимуществом. Между тем, юристы и правозащитники утверждают, что подобная приватизация является прямым нарушением законов страны.

Адвокат Мухамадали Нурали говорит: «Согласно законам, абсолютно однозначно запрещена приватизация общежитий. Однако это происходит, а жильцов общежитий, законных пользователей жилищного фонда, просто выкидывают на улицу, не заботясь о последствиях такого жестокого акта, что является прямым нарушением прав человека. Ведь это противоречит ст. 83 Жилищного кодекса Таджикистана - никто не имеет права выселять жильцов без предоставления другого жилья. Однако отстоять права малоимущих людей, в одночасье ставших бомжами, практически невозможно».

Нурали в течение прошлого года защищал права жителей общежития, расположенного на проспекте Борбад, ранее принадлежащего заводу ЖБК, и в основном заселенного работниками предприятия. Когда-то люди, работая на комбинате, получали одну, а позже, с ростом семей, и по 2-3 комнаты. Все они имели ордера, прописку, которая отмечалась в паспортах, и все права столичных жителей.

Однако в 2007 году корпус, ныне принадлежащий тресту «Сохтмон», без согласия руководства Агентства по строительству и архитектуре, купил предприниматель Баходур Садуллоев. Обитатели общежития сразу почувствовали перемены.

«Раньше мы платили за комнату вместе с электроэнергией 105 сомони, а Садуллоев потребовал 150 сомони и еще дополнительную оплату за свет и воду», - рассказывает Тоджигуль Ахмеджанова.

Многие жители не в силах были выплачивать такие суммы, происходили задержки с выплатой. Жильцы неоднократно просили нового хозяина об отсрочке и снижении тарифов. Впрочем, договариваться с ними не входило в планы нового владельца корпуса; он был озабочен задачами о переустройстве здания и вселении сюда более состоятельных постояльцев, и его угрозы о выселении звучали постоянно.

Жильцы, поняв это, обратились письменно с жалобой в районный и городской хукуматы, прокуратуру, Агентство по борьбе с коррупцией, писали коллективное письмо президенту; однако ни одного ответа не получили.

Не помогло и обращение в суд. Нурали рассказывает, что «суд не соблюдает требований закона, учитывая только право собственника Садуллоева, и отказывается признать незаконной приватизацию общежития. Права пользователей суд вообще не принял во внимание. Не помогла и наша апелляцию на незаконное решение суда, которую городской суд рассмотрел, не ставя нас об этом в известность и без нашего участия. Лишь позже мы узнали о том, что суд 2-ой инстанции поддержал незаконное решение районного суда, и оно уже вступило в законную силу».

Адвокат был возмущен действиями судебной системы в отношении его подзащитных, и, узнав о том, что районный суд уже выписал исполнительный лист о принудительном выселении, пытался предотвратить совершение этого беззакония, обращаясь к руководству ОВД. Но оказался бессилен.

2 апреля с помощью судебных приставов и милиционеров было произведено принудительное выселение жильцов общежития. Женщины, дети, лежачие больные - все без исключения, вместе со своим имуществом были силой выдворены на улицу. Тех, кто пытался сопротивляться, усмирили угрозами сбросить их пожитки в реку Душанбинку.

Люди со своим скарбом столпились под стенами корпуса. Как на беду, именно в этот день резко похолодало и пошел сильный холодный дождь, не прекращающийся два дня. Некоторые жильцы ушли к родственникам, кто-то перебрался в другие общежития. Но подавляющему большинству просто некуда было идти и поэтому оставив свои пожитки у знакомых, они развесив одеяла, устроили самодельные палатки возле стен своего бывшего жилья.

«Мой муж, Ходжаев Саидмурод 20 лет проработал на комбинате, а нас, его жену и детей, вышвырнули, как собак», - со слезами говорит пожилая женщина.

«Я вдова Нура Назаралиева, который 12 лет работал на госпредприятии, у меня трое детей. Сейчас они не могут ходить в школу, так как над ними смеются одноклассники, называя их нищими и бездомными. Я не знаю, что нам делать и куда идти за помощью, - говорит Мукаддас.

Молодая женщина Сайрам Собирова рассказывает: «Меня муж выгнал из дома, беременную и с двумя детьми на руках. Мне негде было жить, и я пришла в этот корпус и попросила хозяина приютить нас. Отдала ему $400 и мы договорились, что 4 года я буду здесь жить, выплачивая ежемесячно арендную плату. Но уже через год он нас выселил. Сейчас у меня нет ни денег, ни жилья. Квитанций никаких он нам не выдавал, делая отметки лишь в своей книге, а сейчас ее уничтожил и доказывает, что мы вообще ничего не платили, и поэтому нас выселяют».

Неделю люди оставались у стен общежития, не находя выхода из этой ситуации. Милиция ежедневно предпринимала попытки разогнать их, и женщины вынуждены были прятать свои одеяла и курпачи в кустах или подвалах соседних зданий, а с наступлением ночи снова расстилали их на голой земле и спали под открытым небом вместе с детьми.

Однако 9 апреля, ночью, сюда прибыли милиционеры и начали разгонять жителей. Очевидец происходящего Мансур рассказывает: «Пинками, ударами, матом милиционеры подымали уже спящих людей и гнали прочь. Исключение не делалось даже для детей и лежачих больных. Тех, кто пытался кричать, звать на помощь, заталкивали в милицейскую машину с зарешеченными окнами».

Бездомная Тоджигуль Ахмеджанова говорит: «Власти были заинтересованы в нашем выселении и разгоне, несмотря на многократное нарушение закона. Выселение происходило в присутствии заместителя начальника ОВД района, а еще ранее здесь побывал сам председатель районного хукумата. Он ведь видел наше ужасное положение, неужели не мог вмешаться? Значит, он тоже на стороне богатея Садуллоева или имеет свой интерес».

Мужчину, попавшегося под руку милиционерам, также отвезли в ОВД и объявили зачинщиком беспорядков, заставили писать объяснительную. Его допрашивали с пристрастием, требуя объяснить, почему он оказался в этом месте. Тот объяснил, что ему после работы некуда идти, там, на улице, находятся все его вещи - одежда, посуда, постель. Его запугивали, обвиняли, но утром все же отпустили. Примерно также поступили с женщинами, оказывающими сопротивление.

Перспективы получения самого скромного жилья для этих людей иллюзорны, поскольку все общежития, в том числе и студенческие, в настоящее время заселены многодетными семьями, никакого отношения к ВУЗам не имеющими. Власти не заинтересованы в решении этих проблем, а малоимущие жители не в состоянии добиться соблюдения жилищного законодательства. Столичные суды, также как и районные, завалены спорными делами о жилье. И с годами эта проблема только нарастает.

Принудительные выселения стали регулярным явлением в таджикской столице. Немногим ранее, с такой же беспощадностью, было произведено выселение из общежитий троллейбусного парка и мебельной фабрики. Но власти не ходят видеть этой проблемы.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяСмутное будущее :: Интернет-журнал "Оазис"
Следующая статьяГлас вопиющего в пустыне :: Интернет-журнал "Оазис"