"Визовая проверка"
Сб., 1 Мая 2010, Echo
За чем едет в Нью-Йорк Махмуд Ахмадинеджад?
Т.АНСАРИ
"Визового скандала" не получилось - именно так можно оценить историю с очередным обращением Махмуда Ахмадинеджада за американской визой. Напомним: 28 апреля Махмуд Ахмадинежад обратился к властям США с просьбой предоставить ему визу для участия в обзорной конференции ООН по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). По данным постоянного представителя США при ООН Сьюзан Райс, в среду Ахмадинеджад подал анкету на визу - в посольство Швейцарии, при котором действует секция интересов США.
Ранее, уточняют в США, Ахмадинеджад направил письмо главе американской администрации Бараку Обаме. Это подтвердил официальный представитель Совета национальной безопасности (СНБ) при Белом доме Майк Хаммер. Который, однако, отказался раскрывать содержание послания. "Мы не собираемся в этот раз вдаваться в детали относительно содержания корреспонденции", - сказал он.
При этом Хаммер заметил, что американский лидер не намеревается отвечать на письмо Ахмадинеджада. "Мы не планируем отвечать на письмо, поскольку отвечать не на что", - добавил представитель СНБ.
Отметим, что с аналогичным посланием Ахмадинеджад обращался и к предыдущему американскому руководителю. В 2006 году иранский лидер направил Джорджу Бушу 18-страничный документ, в котором излагал новые пути разрешения существующих разногласий. Тогдашний президент США также не стал отвечать на письмо, поскольку послание Ахмадинеджада, по его мнению, не снимало обеспокоенности относительно иранской ядерной программы.
На этом фоне эксперты не исключают, что, обратившись за визой, Ахмадинеджад не столько хотел получить право выступить с трибуны ООН, сколько рассчитывал спровоцировать очередной скандал, на сей раз "визовый". Не исключено, что в Тегеране рассчитывали получить от Вашингтона категорический отказ, а затем выступить с вполне предсказуемыми обвинениями в стиле "большому сатане не заглушить праведный голос иранской революции".
Однако скандала не получилось. США не ожидают проблем с предоставлением американской визы президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду, если тот захочет принять участие в обзорной конференции ООН по ДНЯО, заявил официальный представитель Госдепартамента Филип Кроули.
"Я не думаю, что мы станем на пути, - цитирует его ИТАР-ТАСС. - Любому иностранному представителю, направляющемуся в ООН для участия в официальных мероприятиях, обычно предоставляется виза". Кроули напомнил, что у США имеются обязательства в рамках Соглашения о штаб-квартире ООН, которые они намерены выполнять.
"Мы хотим, чтобы страны, участвующие в этой конференции, подтвердили свою приверженность Договору о нераспространении ядерного оружия", - продолжил представитель Госдепа. Того же самого США ждут и от иранской стороны. "Мы хотим, чтобы он (Ахмадинеджад) сыграл конструктивную роль в предстоящей обзорной конференции ДНЯО", - подчеркнул Кроули.
Однако на этом фоне российский "Коммерсантъ" предполагает: "Инициатива иранского лидера, заявившего о намерении лично лететь в США и возглавить иранскую делегацию, призвана расстроить планы Вашингтона, намеревающегося убедить мировое сообщество в необходимости введения новых жестких санкций против Ирана." "Администрация США собиралась использовать конференцию в Нью-Йорке, чтобы еще раз убедить мировое сообщество в необходимости введения более жестких санкций в отношении Тегерана,- заявил "Ъ" эксперт вашингтонского Института ближневосточной политики Дэвид Шенкер.- Но президент Ахмадинеджад попытается навязать форуму собственную повестку дня. С его точки зрения, разговор должен идти не о проблеме распространения ядерного оружия, а о том, кто в мире имеет право доступа к современным атомным технологиям."
"В преддверии конференции в Нью-Йорке Иран использует любые возможности, чтобы максимально затянуть процесс принятия решения о санкциях. Так, две недели назад официальный представитель МИД Ирана заявил о готовности вести переговоры о будущем своей ядерной программы отдельно с каждым членом СБ ООН, за исключением США. А в минувшее воскресенье глава МИД Ирана Манучехр Моттаки сообщил директору МАГАТЭ Юкии Амано, что Иран готов передать часть своего низкообогащенного урана в обмен на топливо для медицинского исследовательского реактора в Тегеране. Но осуществление этого обмена, согласно предложению иранской стороны, возможно, только на территории Ирана, - напоминает газета. - В Вашингтоне сочли эту инициативу несерьезной." "Тем не менее, по мнению наблюдателей, контригра Тегерана, которая отличается заметной изобретательностью и разнообразием, дает свои плоды и имеет определенные шансы на успех, - продолжает газета, которая вновь приводит мнение Дэвида Шенкера: "Несмотря на все усилия Белого дома, Россия и Китай, обладающие правом вето в Совете Безопасности, пока не согласились с предложениями США. К тому же в соответствии с правилами в ООН в мае кресло председателя Совбеза займет представитель Ливана, не раз выступавший против введения санкций, так что об обсуждении этого вопроса в СБ в ближайшее время лучше забыть".
Впрочем, такую ли уж важную роль здесь сыграет присутствие Неджада - вопрос по крайней мере открытый. В любом случае, на конференции ООН ожидалось присутствие делегации Ирана, с той лишь разницей, что возглавить ее намеревался Манучехр Моттаки, а не Неджад. Не говоря уже о том, что внятных результатов в области санкций Вашингтону не удалось добиться и в ходе предыдущего "ядерного саммита", организованного самим Обамой.