Туркменистану малоинтересно участие в «газовой ОПЕК»
4 мая 2010, 10:46, CA-NEWS (TM)
CA-NEWS (TM) - Богатая газом центральноазиатская страна никак не отреагировала на намеки представителей Форума стран-экспортеров газа (Gas Exporting Countries Forum (GECF) стать членом этой организации, поскольку предпочитает проводить независимую энергетическую политику и избегает участия в коллективных консорциумах, отмечают эксперты NBCentralAsia.
Штат IWPR в Центральной Азии
19 апреля по итогам десятой встречи министров энергетики Форума стран - экспортеров газа, состоявшейся в Алжире, генеральный секретарь организации Леонид Бохановский заявил, что GECF рассматривает в качестве «потенциальных участников» Казахстан и Туркменистан.
Официальный Ашгабат обошел эту тему молчанием.
Членами Форума стран-экспортеров газа (GECF), - структуры, претендующей на аналог Организации стран экспортеров-нефти, - являются Россия, Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Россия, Тринидад и Тобаго и Экваториальная Гвинея. Норвегия, Нидерланды и Казахстан имеют статус наблюдателей.
GECF преследует цель регулирования цен на природный газ и проведения согласованной политики в этой сфере.
К примеру, в ходе нынешнего обсуждения проблемы падения мировых цен на топливо, представитель Алжира сказал: «Необходимо восстановить баланс спроса и предложения на мировом газовом рынке, следует сократить объемы поставок газа».
Комментаторы, опрошенные NBCentralAsia, говорят, что выдвигаемые GECF идеи не интересны Ашгабату, который в отличие от других экспортеров газа не работает на европейском рынке газа и имеет свои трубопроводные коридоры.
В богатом нефтью и газом Туркменистане ежегодно добывается около 80 миллиардов кубометров природного газа, из которых 20 миллиардов используется внутри страны, а остальное экспортируется в Россию, Иран и Китай.
Точная формула формирования цены большинства контрактов на поставку природного газа является коммерческой тайной, но известно, что в настоящее время стоимость голубого топлива рассчитывается, исходя из цены нефти, и составляет примерно ее десятую часть.
По сведениям экономических экспертов NBCentralAsia, России туркменский газ продается в среднем по $ 240-250 за одну тысячу кубометров, Ирану - по $170, а Китаю - по $ 120.
Аннадурды Хаджиев, туркменский экономический эксперт из Болгарии, подчеркивает, что конкуренция на рынке углеводородов стоит «острее» между Норвегией, Алжиром, Катаром и Россией, поскольку они имеют общие газовые интересы в Европе.
«Туркменистан может сказать: вы там сами разбирайтесь, а у меня другие потребители. Властям легче вести переговоры со своими покупателями, будучи независимыми от ценовой политики какой-либо организации,- отмечает Хаджиев. - Зачем попадать под чей-то диктат?».
В апреле прошлого года на одной из энергетических конференций туркменский президент Гурбангулы Бердымухаммедов предложил предоставить право странам-производителям самостоятельно определять цену на газ, «основываясь на себестоимости добычи». Добиваясь энергетической независимости, официальный Ашгабат выступает за реализацию топлива на границе и активно проводит политику диверсификации углеводородов.
Ровшан Ибрагимов, доктор политических наук, директор Центра энергетических исследований из Баку так же считает, что Туркменистану нет никакого резона входить в газовый картель, поскольку эта структура имеет «скептические» перспективы и «непонятные функции».
«Данная организация создана как дополнительный энергетический инструмент внешней политики России, с целью концентрировать потоки газа на евразийские рынки, где доминировать будет она сама», - объясняет Ибрагимов.
Основные члены GECF - Россия, Иран и Катар - производят и продают различные углеводороды, и поэтому прийти к единой ценовой политике в рамках этой организации будет сложно.
Например, Катар специализируется на сжиженном газе, часть природного газа из России является туркменским реэкспортом, а Ирану трудно самостоятельно эксплуатировать собственные залежи, и пока его продажи углеводородов минимальны.
«Помимо дополнительных обязанностей, членство в данной организации Туркменистану ничего не даст,- уверен Ибрагимов, - напротив, Ашгабату (ограниченному трубами российского Газпрома) надо активней искать альтернативные пути на рынки сбыта».
(Данная статья была подготовлена в рамках проекта Института по освещению войны и мира IWPR «Новостная сводка Центральной Азии», финансируемого фондом National Endowment for Democracy.)