Салиджон Абдурахманов - неконъюктурный политзэк
03.05.10 19:10, UzNews.net
Uznews.net - Каракалпакский журналист Салиджон Абдурахманов отбывает 10-летнее наказание за несовершенное преступление без малой надежды на освобождение - его арест и осуждение совпали с периодом, когда борьба за права человека в Узбекистане вышла из моды.
Сегодня, в Международный день свободы слова, нам хочется написать о нашем дорогом и любимом коллеге Салиджоне Абдурахманове, сделать это у нас есть и другой повод - в мае ему исполняется 60 лет.
За решеткой Абдурахманов, корреспондент "Uznews.net" в Каракалпакстане, находится с 7 июня 2008 года. В тот день, не подозревая ничего, он попался в приготовленную для него ловушку правоохранительных органов.
Остановивший его машину на одной из улиц Нукуса сотрудник ГАИ вдруг заявил, что имеет подозрения, что в его машине спрятаны наркотики. Свое предположение он высказал, несмотря на то, что находившаяся рядом собака по кличке Макс никак не отреагировала на степенного автоводителя и его транспорт.
Скоро на место прибыли вызванные по рации сотрудники милиции и почти сразу же приступили к обыску машины Абдурахманова.
Наблюдая за их действиями, законопослушный журналист, которому нечего было скрывать и прятать от властей, подшучивал: "Ищите, если что найдете - поделим". Уже скоро, как фокусник из рукава, один из милиционеров вытащил из багажника маленькие мешочки с неизвестным содержимым.
Журналист был взят под стражу и обвинен в употребление наркотиков. Когда медэкспертиза доказала, что он не принимает наркотики, то следствие, не долго думая, переквалифицировало обвинение в попытку сбыта наркотических средств в крупных размерах.
Далее последовал позорный суд, на котором следователи признавались, что не сняли отпечатки пальцев с машины и найденных мешочков, так как они запылились, а кинолог не мог объяснить, почему вызывали подкрепление, если собака не подала никаких признаков, что в остановленной машине спрятаны наркотики.
Сам Абдурахманов обратил внимание суда на то, что следователи ни разу не поинтересовались, где он взял наркотики, зато засыпали его вопросами о его журналистской деятельности и извлекли из его компьютера все написанные им за последние годы статьи.
В октябре 2008 года Абдурахманов был осужден на десять лет лишения свободы и сейчас отбывает наказание в колонии в Карши.
Несмотря на 100% очевидность фабрикации обвинения против Салиджона Абдурахманова и его статус единственного независимого журналиста на целую республику Каракалпакстан - его осуждение не стало международным скандалом.
Ему не повезло "попасться" именно в тот момент, когда международное сообщество было заинтересовано в позитивных новостях о правах человека в Узбекистане. Оно совсем выдохлось, так как уже три года! (с момента расстрела демонстрации в Андижане 13 мая 2005 года) стояло на стороне жертв режима президента Ислама Каримова.
Как раз за несколько дней до захвата Абдурахманова, международникам удалось добиться последней уступки режима - освобождения ферганской правозащитницы Мутабар Таджибаевой, 2 июня, после двух лет и восьми месяцев заключения она вышла на свободу.
За ее освобождение боролись представители международных правозащитных организаций, Европейского союза, в частности, немецкие дипломаты, добивавшиеся снятия с Узбекистана санкций ЕС, введенных в 2005 году за Андижанскую бойню.
Омрачить такое достижение, результат диалога с властями Узбекистана поднятием вопроса об аресте Абдурахманова - никто не хотел, поэтому исчезновение в застенках режима "единственного голоса соленного Приаралья" предпочли не заметить.
На это вопиющее правонарушение смотрели сквозь пальцы и защитники прав человека из известной "Хьюман Райтс Вотч", на протяжении почти двух месяцев они игнорировали неоднократные просьбы редакции и коллег Абдурахманова вмешаться в ситуацию.
Поведение сотрудников "Хьюман Райтс Вотч", возможно, объясняется тем, что за месяц до ареста журналиста в Ташкенте побывал их исполнительный директор Кенетт Рот, который пытался договориться с властями о возобновлении аккредитации для представителя организации.
Освобождения же политических узников с помощью американской дипломатии сегодня в Узбекистане вспоминают, как "старые добрые времена". Как это ни странно, при правлении республиканца Джорджа Буша американцы больше пеклись о правах человека, чем при демократе Бараке Обаме.
Придя к власти в 2008 году, Обама обещал "перемену", сегодня для узбекистанцев и других граждан региона Центральной Азии стало понятно, что он имел в виду - забыть о правах человека, не напирать на них, как это делал всеми обруганный неудачник Буш.
Уже с 2009 года США начали укрепление отношений с Исламом Каримовым, который позволил им вновь пользоваться узбекскими базами для снабжения своих войск в Афганистане.
В Ташкент регулярно приезжают такие американские высокопоставленные лица, как главнокомандующий Вооруженными силам США генерал Дэвид Петреус, но о чем он договаривается с Каримовым, публике не сообщается.
Пресс-релизы посольства США уже мало чем отличаются от сообщений государственного агентства Узбекистана "УзА": "встретились, обсудили круг вопросов, обменялись мнениями, приняли соответствующие решения" и другое пустословие.
Зато мероприятия для журналистов, организуемые американским посольством, названные, учитывая местную специфику, "пресс-гапом", все больше напоминают цирк.
То узбекских работников СМИ знакомят с жизнью и бытом индейцев, то приглашают на празднование дня Земли, то презентуют новый проект по борьбе с туберкулезом, то современную технологию хранения сельхозпродукции в охлажденном состоянии.
Но нужного "пресс-гапа" с генералом Петреусом или спецпосланником по Афганистану Ричардом Холбруком журналистам не дождаться.
Истинное лицо администрации Барака Обамы раскрылось еще больше после апрельской революции в Кыргызстане. В Вашингтоне откровенно обсуждают и кусают локти, что им стоило поддерживать права человека и оппозицию в этой стране, предусмотрев, что в один день они смогут прийти к власти и не простят американского предательства.
Но есть и голоса, которые плачут по свергнутому президенту Курманбеку Бакиеву, говоря о том, что хоть он и был авторитарным правителем, коррупционером, разделившим правление страной между членами своей семьи, но зато был проамериканским политиком, а теперь в Кыргызстане усиливает свое влияние Москва.
Права человека - разменная монета, скажет скептик и не ошибется. Но права человека - это и то, что дано каждому из нас с момента рождения, и чтобы пользоваться ими нам не нужно просить у кого-то разрешения, стараться попасть под нужное течение интересов больших стран.
"Вся история человечества - это борьба добра со злом, - писал в одном из своих последних писем в редакцию Салиджон Абдурахманов, - мы просто выполняем свою миссию, задачу, поставленную перед нами нашим временем".
Абдурахманов не сожалеет о том, что писал о бедах своей Родины - "соленого Каракалпакстана", и не ждет помощи от продажных политиков.
Он всего лишь реализовывал свое право говорить и писать то, что думаешь, и это право не зависит ни от кого и ни от чего, кроме духа и воли, имеющихся или отсутствующих в нас самих.
Единственное, о чем печется сегодня Абдурахманов, чтобы мы не упоминали часто собачку Макса, чтобы его не усыпили из-за него, а так же других людей, давших правдивые показания на суде, так же, как и он, не отказавших себе в свободе слова.
С праздником, дорогой Салиджон-ака! За вашу и нашу Свободу Слова!
Uznews.net