Туркменистан: «Южный поток» сейчас предпочтительней
4 мая 2010, 10:40, CA-NEWS (TM)
CA-NEWS (TM) - Богатая углеводородами страна хотела бы поставлять природный газ во всех направлениях, но, похоже, реальность заставляет выбирать старого проверенного партнера в лице Кремля.
Института по освещению войны и мира IWPR Инга Сикорская, Бишкек, 4/05/10
26 апреля средства массовой информации активно обсуждали соглашение о сотрудничестве, подписанное между Россией и Австрией в рамках проекта строительства газопровода Южный поток в ходе недавнего рабочего визита российского премьер-министра Владимира Путина в Вену. Австрия стала последним партнером, присоединившимся к этому проекту после Греции, Сербии, Словении, Болгарии, Хорватии и Венгрии. Кроме того, в строительстве трубопровода выразили желание участвовать итальянская энергетическая компания ЕNI и французская EDF.
Труба протяженностью 900 километров и мощностью свыше 63 миллиардов кубометров газа будет проложена из Новороссийска по дну Черного моря в болгарский порт Варна и далее пройдет по территории стран-участниц трансевропейского проекта.
Транспортировка голубого топлива из России в Европу начнется уже в декабре 2015 года.
Богатый нефтью и газом Туркменистан является главным поставщиком голубого топлива в Россию, которая реэкспортирует углеводороды на Запад, и после запуска в строй Южного потока Москва увеличит объемы закупаемого туркменского газа, что принесет немалую прибыль.
Туркменистан желал бы проводить независимую от России энергетическую политику, но ограниченность трубами Газпрома, по которым еще с советских времен поставляется голубое топливо, лишает его возможности прямого выхода на европейские рынки. В стремлении диверсифицировать свои энергоносители Ашгабат ранее заявлял о желании участвовать как в проекте Южный поток, так и в лоббируемом Европой и США альтернативном газопроводе Nabucco, который предполагается проложить на Запад по дну Каспия через Азербайджан и Турцию.
По этой трубе ежегодно должен прокачиваться 31 миллиард кубометров топлива.
Однако Nabucco стал терять актуальность после окончательных договоренностей по Южному потоку, которые вывели этот российский проект на доминирующие позиции в схватке с Западом за транспортировку энергоносителей.
«Южный поток значительно опережает своего конкурента [Nabucco],- констатирует Аннадурды Хаджиев, туркменский экономический аналитик. - В этом проекте участвует российский Газпром, один из мировых лидеров по производству газа, а значит, заполнение трубы гарантировано».
Несмотря на то, что Ашгабат неоднократно заявлял о своем участии в альтернативном России проекте, эти мечты еще далеки от реализации из-за пассивности членов транскаспийского консорциума, отсутствия реальных контрактов на заполнение трубы, а также нерешенных вопросов о делимитации Каспия.
Перспектива отдаляется, даже несмотря на то, что продолжаются вялые контакты официального Ашгабата и комиссара Евросоюза по энергетике, а Турция и Азербайджан договорились о цене на газ, который будет поставляться по трубопроводу.
«Западным партнерам надо быть решительней, учитывать туркменские интересы и многовекторный подход,- говорит на условиях анонимности один чиновник из нефтегазовой компании в Ашгабате.- Москва явно обогнала Nabucco, и теперь перспективы активного участия Туркменистана в этом проекте весьма туманны».
Хаджиев тоже подтверждает, что в нынешней ситуации Ашгабат не будет участвовать в теряющем свои позиции Nabucco «без согласия Кремля», хотя ему этого очень хотелось бы.
К примеру, власти даже отказались от идеи сжиживать газ в Азербайджане, который бы транспортировался на запад. «Москва не разрешает»,- добавляет эксперт.
Другие обозреватели тоже заметили: Туркменистан в последнее время стал не очень настойчивым в отношении западных энергетических проектов, хотя явно этого и не проявляет. Похоже, что в нынешней ситуации он опасается идти против интересов Кремля. Это было косвенно продемонстрировано в середине апреля в Ашгабате после завершившегося 1-го Международного Газового Конгресса.
«Туркменистан не захотел взять на себя обязательство поставлять газ в ЕС,- отметил Андрей Тибольд, главный редактор Eurasian Energy Observer из Нидерландов.- Туркменистан не оправдал ожиданий не только Евросоюза, но и европейских энергетических компаний».
Например, RWE [Rheinisch-Westfalisches Elektrizitatswerk], немецкая компания, входящая в консорциум Nabucco, которая на днях открыла свое представительство в Ашгабате, рассчитывала на подписание соглашения с Туркменистаном по поставкам 10 млрд. кубометров газа.
Однако власти от заключения такого контракта воздержались.
«Транскаспийский газопровод Nabucco был бы наиболее предпочтительным для Туркменистана,- убеждает Ровшан Ибрагимов, доктор политических наук и директор Центра энергетических исследований из Баку, полагая, что власти не должны отказываться от альтернативных проектов.- Этим самым была бы сокращена зависимость Туркменистана от России в вопросе транзитных поставок на европейские рынки».
Но не все зависит от желания Туркменистана, добавляет Ибрагимов.
Некоторые политические аналитики сказали, что Туркменистан не склонен уходить от широкого энергетического сотрудничества с Россией из других соображений.
Во-первых, Москва, в отличие от Запада, признает легитимными все политические процессы в Туркменистане.
Во-вторых, у Кремля нет таких жестких требований, привязанных к энергетическим проектам.
Например, западные партнеры требуют, чтобы все сделки и трансферы по энергетическим проектам и в случае реализации трубопровода Nabucco были прозрачными.
«ЕС требует от туркменской стороны согласия на зачисление всех будущих полученных средств от продажи газа непосредственно в бюджет страны. Такие требования не симпатичны Бердымухаммедову»,- говорит один из туркменских комментаторов.
Инга Сикорская, главный редактор IWPR по Туркменистану и Узбекистану
(Данная статья была подготовлена в рамках проекта Института по освещению войны и мира IWPR «Новостная сводка Центральной Азии», финансируемого фондом National Endowment for Democracy.)