CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Если не взлюбил Мирзияев или«базар» из-за базара - UzNews.net

6 мая 2010

Если не взлюбил Мирзияев или «базар» из-за базара

06.05.10 13:24, UzNews.net

Uznews.net - В Самаркандской области проходит процесс над бывшими владельцами универсального рынка - семьей Сапаевых, похоронившими свой бизнес в руинах и оказавшимися на скамье подсудимых по приказу премьера-министра Шавката Мирзияева.

Уже первые показания свидетелей - работников рынка - показали, что обвинение в отношении Сапаевых сфабриковано для того, чтобы отобрать их долю в весьма прибыльном бизнесе.

Предыстория дела такова. В 2001 году хоким (глава администрации) Пастдаргомского района Самаркандской области Ш. Исанов предложил Абдухолику Сапаеву войти в долю в строительстве и управлении новым рынком. Исанов был настроен решительно и, получив согласие частного инвестора, выделил 3,6 гектаров земли.

Но через несколько месяцев власть в районе сменилась, на место Исанова пришел новый хоким - Абдумумин Жураев, который, вроде бы, и поддержал строительство рынка, но в то же время начал строить этому препоны.

Сапаевы подумали, что новый глава районной администрации ждет взятку, и семейный совет решил не идти против этой «традиции» - подносить власть имущим подарки за их благосклонность - и одарил Жураева десятью тысячами долларов. Хоким пообещал оказывать всяческую помощь, но обещание свое тут же забыл.

Чтобы найти деньги на строительство рынка, Сапаевы продали 350 голов крупного рогатого скота из своего хозяйства, зарегистрировали ООО «Фарход - АТ» и начали строительство.

По сообщению руководителя Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурата Икрамова со ссылкой на Сапаевых, 49 % активов рынка принадлежат ООО «Фарход - АТ», 51 % - государству, но, фактически, рынок был построен за счет семьи Сапаевых.

Строительство рынка было закончено к 2005 году, но тут хоким Жураев преподнес новый сюрприз - никак не хотел выносить решение об открытии рынка. Такая ситуация длилась до очередной смены хокима. В июне 2006 года новый глава района добро на открытие рынка дал.

Торговля на нем шла бойкая, налоги, если верить частным инвесторам, платились в казну исправно, около шестисот человек нашли здесь работу.

Торговая идиллия продолжалась до ноября 2009 года, когда районным хокимом вновь стал Жураев, а рынок посетил премьер-министр Шавкат Мирзияев.

Чем-то рынок премьеру не понравился, и он, не долго думая, отдал распоряжение начальнику УВД Самаркандской области генерал майору Р. Кадырову снести все постройки, в том числе, 12 столовых и 21 продовольственный магазин.

Объяснить, почему такой приказ получили именно милиционеры, можно было бы желанием на корню пресечь выступления недовольных - милицию в Узбекистане простые граждане боятся, как огня.

Но у премьера были и другие планы. Одновременно со сносом базара он распорядился возбудить уголовные дела против учредителя ООО «Фарход - АТ» Абдумалика Сапаева и его сестры - директора рынка «Фарход - АТ» Гульчехры Сапаевой.

Распоряжение второго лица государства оспаривать никто не стал, да и не успел бы. Уже на следующий день вместо торговцев на базаре появилась Обломки бетона у дороги - все что осталось от базара строительная техника, но не для созидательной работы, а для разрушительной.

Снос действующего и приносящего стабильный доход, в том числе, и в виде налоговых отчислений, базара - действие, на первый взгляд, абсурдное и вредительское, если не знать, что вместо сносимого рынка вновь назначенный хокимом Жураев начал строить новый.

При этом стройматериалы со старого ранка, которые удавалось оставить в целости (кирпичи и шлакоблоки), на грузовиках вывозились на то место, где хоким Жураев намеревался построить новый торговый комплекс.

Одновременно с этим были арестованы Абдумалик и Гульчехра Сапаевы и еще семь сотрудников рынка - главный бухгалтер, электрик и сборщики арендной платы (паттачи).

Все девятеро обвиняются сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса: 165 - «Вымогательство», 167 - «Хищение путем присвоения или растраты», 168 - «Мошенничество», 184 - «Уклонение от уплаты налогов или других платежей», 185 - «Нарушение правил сдачи драгоценных металлов или камней», 209 - «Должностной подлог», 210 - «Получение взятки», 243 - «Легализация доходов, полученных от преступной деятельности».

В довесок к экономическим и должностным статьям следствие добавило статью, которая почти наверняка не сможет быть оспорена подсудимыми и их адвокатами - «Незаконное изготовление, приобретение, хранение и другие действия с наркотическими средствами или психотропными веществами без цели сбыта» (статья 276 УК). Тем более, что, по утверждению Икрамова, обвиняемые во время следствия подвергались пыткам.

Аресты Сапаевых, постоянные угрозы со стороны администрации и правоохранительных органов района вынудили Гульнару Сапаеву бежать из страны. Еще дальше бежал ее брат Абдусалим Сапаев - 18-го января 2010 года, не вынеся оскорблений и унижений, ареста брата и сестры, он повесился в собственном доме и оставил предсмертное письмо, в котором в своей смерти обвинил хокима Жураева.

24-го марта в Самаркандском областном суде по уголовным делам под председательством судьи Ильхома Хамидова начался процесс. Первые же свидетели - бывшие работники рынка - дали показания в пользу подсудимых.

Согласно одному из пунктов обвинения, арендная плата за торговые точки собиралась с торговцев наличными и в обход бухгалтерии рынка. Во время следствия такие показания дали, практически, все арендаторы. Но на суде они отказались от этих показаний и заявили, что оговорить администрацию рынка им приказали следователи.

Как суд воспримет это заявление, и какие показания дадут другие свидетели, покажет время, но вопросов в этом деле немало.

По информации ИГНПУ, строительство рынка обошлось семье Сапаевых в 2,24 миллиарда сумов или, приблизительно, в 1 миллион долларов. Все эти расходы документально подтверждены, утверждает Икрамов. Недоумение вызывает, откуда такие деньги могли взяться у простого фермера?

«Ни одному фермеру в Узбекистане таких денег не заработать. Большинство фермеров даже семена закупают в долг, рассчитываясь после сбора и реализации урожая. Скотоводчество тоже не настолько прибыльная деятельность. Не могли они заработать миллион долларов, если только не выращивали наркотики...», - комментирует представитель «Агробанка», пожелавший остаться не названным.

Другой ташкентский финансист также разделяет эту точку зрения и предполагает, что Сапаевы могли быть подставными лицами в чьем-то бизнесе, и деньги ООО «Фарход - АТ» принадлежат кому-то другому.

В первом случае, бегство Гульнары и самоубийство Абдусалима Сапаевых объясняются не просто воспитанным за долгие годы безотчетным страхом перед отечественной следственно-карательной системой.

Если взять за основу предположение второго комментатора, то Сапаевы в этой истории стали «козлами отпущения». Им придется оплатить счета истинного хозяина бизнеса, причем, вполне вероятно, длительными сроками лишения свободы. Реальный же собственник 49 % активов рынка потеряет только свою долю в бизнесе.

«Из имеющихся данных не виден вклад государства в уставной фонд рынка. Земля, отведенная для его строительства, не может быть вкладом в уставной фонд, так как является общественной собственностью и не может быть оценена», - комментирует ситуацию работник финансовой сферы из Ташкента.

По его утверждению, если дело обстоит так, как это преподносит семья Сапаевых, у ООО «Фарход - АТ» есть формальная возможность требовать компенсации - хокимият должен обосновать ликвидацию действующего рентабельного предприятия и возместить частным акционерам их долю в бизнесе.

Uznews.net

uznews.net

Предыдущая статьяС.Бирман/А.Дайя: Борьба за каспийский газ - ОАЭ бросают вызов России
Следующая статьяН.Кеворкова: "Женщина в Иране - это некий феномен. Они свободны, но не развратны, они не пытаются "стать мужчинами", но умеют работать"