Аркадий ДУБНОВ, обозреватель «Время новостей», специально для «Новой» - Казахстан»
13.05.2010 г., Новая газета - Казахстан
Превентивные меры
Как вырваться из заколдованного круга политической азиатчины
Пять лет назад, 13 мая 2005 года, в Андижане произошла трагедия: в результате жестокого подавления начавшихся в городе волнений погибло только по официальным данным 187 человек. По неофициальным - в несколько раз больше.
За полтора месяца до этого в Киргизии произошел государственный переворот. 24 марта 2005-го к власти пришла оппозиция во главе с лидером Народно-демократического движения Курманбеком Бакиевым, избранным в июле того же года президентом страны. Спустя пять лет история дала Киргизии еще один шанс попытаться найти свой путь построения справедливой государственности. Шанс оказался кровавым - 86 человек стали его жертвами. Но Бакиев, превратившийся за пять лет в символ мафиозной коррупции и непотизма, был свергнут. Причем свергла его та же самая оппозиция, что когда-то вознесла к власти.
В Узбекистане же было сделано все, чтобы исключить возникновение новых «андижанов». Не было больше таких масштабных жертв, правда, жестче репрессии стали. Но не было свирепого разгула преступности и циничных убийств журналистов, как в Киргизии, здесь их попросту сажали в тюрьмы под надуманными предлогами. Правящий режим понемногу превратил страну в осажденный лагерь, санкции Запада сделали узбекских лидеров политическими изгоями и подтолкнули Ташкент в объятия Москвы.
Это продолжалось недолго, real politic возобладала, и политический маятник качнулся в обратную сторону - узбекское руководство практически было прощено Западом, и отношения Ташкента с Москвой вновь ухудшились.
Между тем социальная обстановка в Узбекистане лучше не стала. Власти, пытаясь справиться с проблемами, начали действовать по известной сталинской методе: «нет человека, нет проблемы». Скажем, обнаружились злоупотребления в оформлении различного рода сделок в бизнесе - решили запретить деятельность частных нотариусов. Вскрылись недостатки в частной медицинской практике - решили ее вообще запретить. Это только несколько последних решений узбекских властей:
Нет нужды говорить, что все это подрывает саму основу частного бизнеса.
Привожу эти нехитрые рассуждения с одной целью - показать, как правящие режимы в Центральной Азии, и вообще в СНГ, пытаются защищать себя уже не от «оранжевого вируса», как говорили еще недавно, а от вируса «киргизского»:
А еще попытаться понять, что окажется более «любо» для истории - углубление репрессивной автократии или стремление вырваться из заколдованного круга политической азиатчины.
Вот наглядные примеры. Казахстан и Узбекистан закрывают свои границы с Киргизией. Это действительно наносит колоссальный удар по примитивной киргизской экономике, базирующейся в основном на транзите и перепродаже китайских товаров, а то и на транзите наркотиков:
К счастью, сегодня на дворе уже почти лето, и перекрытие Ташкентом газового вентиля на трубе, идущей в Киргизию, серьезно не отразится на ситуации в этой стране. Да, впрочем, Бишкек в последние дни сумел рассчитаться по газовым долгам с Узбекистаном.
Кроме того, давить на Киргизию экономически становится труднее, после того как выяснилось, что итоги, к которым привели события в этой стране, были де-факто поддержаны Москвой. Это само по себе стало беспрецедентным событием, когда российское руководство откровенно оказалось на стороне оппозиции, пришедшей к власти в одной из стран СНГ. Заметим, что называется, в сторону: это же как надо было бакиевской семье достать российских начальников, чтобы одной ее части стать беженцами, а другой - уйти в подполье!..
В Казахстане киргизским кризисом также были спровоцированы показательные процессы. Активная деятельность ближайшего окружения президента Назарбаева по обеспечению его самого и его семьи пожизненным статусом неприкосновенности не могла быть обязана одним лишь приближением славного 70-летия национального лидера. Береженого, что называется, бог бережет!
Оригинальные превентивные меры защиты были предприняты и в Таджикистане, где по команде президента Рахмона началась государственная атака на мобильные телефоны (см. предыдущий номер «Новой» - Казахстан»).
Однако всех перещеголял белорусский батька. И дело даже не в том, что он взял под защиту свергнутого Бакиева, - можно даже приветствовать столь явно выраженный правозащитный уклон в деятельности «последнего диктатора Европы».
И не в том, что всей этой акции по предоставлению убежища бывшему киргизскому президенту Александр Григорьевич Лукашенко придал эпический пиар-размах, - кому не хочется выглядеть гуманнейшим из гуманнейших властителей:
А дело в том, что батька Лукашенко, похоже, увидел в Бакиеве надвигающийся призрак своей будущей судьбы и решил шугануть его кочергой.
Как выяснилось, он даже привез на состоявшийся 8 мая в подмосковных Горках неформальный саммит ОДКБ письмо, подписанное своим незадачливым бывшим киргизским коллегой, в котором тот ставил вопрос о вводе в Киргизию вооруженных сил ОДКБ. Письмо, очевидно, обсудили, но огласке его не предали, чтобы сор из избы не выносить, и ограничились лишь подписанием совместного заявления. В нем события в Киргизии были названы «неконституционной сменой власти», но признаны «внутренним делом» этой страны. Стало быть, ни о каком вмешательстве со стороны ОДКБ не может быть и речи, поскольку факта внешней агрессии обнаружено не было.
Сие означает, что любые подобные метаморфозы в странах СНГ с не слишком, скажем так, конституционной сменой власти не встретят противодействия со стороны ОДКБ (читай - Москвы). И вот уже глава временного правительства Киргизии Роза Отунбаева дает резкую отповедь батьке: «Глава Беларуси Александр Лукашенко взял под свою опеку Курманбека Бакиева. Хочу сказать, что подобные действия усугубляют политическую ситуацию в самой Беларуси, где в настоящее время активно просыпается оппозиция, она жестко выступает против политики Лукашенко, - заявила г-жа Отунбаева 11 мая. - Я думаю, что он сам виноват в сложившейся ситуации».
Ждите ответа из Минска.