IWPR: Реализация новой экономической стратегии Туркменистана должна быть разумной
13 мая 2010, 17:57, CA-NEWS (TM)
CA-NEWS (TM) - Лидеру богатого нефтью и газом Туркменистана потребуется смелость, чтобы допустить новую формацию управленцев и специалистов к участию в заявленных реформах, считают обозреватели NBCentral Asia.
9 мая правительственный интернет-портал Turkmenistan.gov.tm опубликовал работу президента Гурбангулы Бердымухаммедова: «Экономическая стратегия Туркменистана: опираясь на народ, во имя народа».
«Предпочтение отдается модели не догоняющего, а постиндустриального развития, предложившей новую формулу стратегии модернизации, выражающуюся в пропорциональном соотношении национальных и глобальных институтов, рынка капитала и продукта, роли государственного и частного сектора»,- пишет Бердымухаммедов.
В своем труде автор сделал главный акцент на человеческие ресурсы, отметив, что проведение рыночных реформ невозможно без «осознанного» участия людей и одновременной их поддержки. Он также признал, что стране «жизненно необходимы» ответственные и профессиональные кадры.
Придя к власти в 2007 году, после смерти его авторитарного предшественника, Бердымухаммедов сделал несколько шагов, которые критиками были расценены как прогрессивные. Он ликвидировал надконституционный орган Халк Маслахаты, вернул 10-летнее школьное и пятилетнее вузовское образование, реанимировал Академию наук, разрешил Интернет, упразднил черный курса национальной валюты и стал проводить открытую внешнюю политику.
В 2008 году в туркменских университетах открылось несколько новых факультетов по экономике и управлению, современным технологиям, иностранным языкам и международным специальностям.
Однако оппоненты не переставали критиковать Бердымухаммедова за продолжение авторитарного курса, использование административно-командных методов управления, неразумную кадровую политику и жесткую вертикаль власти.
Старый стиль и плохое качество управления мешают реализовать задуманное, говорят они.
«Все еще присутствует ниязовский стереотип управления,- подмечает Аннадурды Хаджиев, туркменский экономический аналитик, базирущийся в Болгарии.- Те же систематические увольнения на совещаниях кабмина, где министры, как ученики, стоя выслушивают замечания президента, при этом министры опять же стоя пишут в тетрадках и не смеют не то что возразить, но и посмотреть в глаза президенту".
Медиаобозреватели NBCA в Туркменистане замечают, что, как и во времена бывшего авторитарного правления, практикуются показательные бичевания чиновников, частая кадровая ротация чиновников высшего и среднего звена и громкие увольнения. Однако на места провинившихся вновь назначаются проверенные кадры.
"Все еще при приеме на работу в первую очередь проверяют человека на лояльность к властям, наличие связей в верхах, коррупционную составляющую и даже землячество,- говорит один из осведомленных источников NBCA, пожелавший остаться неназванным. - Идеологическая подкованность будущего специалиста более востребована, чем его профессиональные качества. В стране не востребованы специалисты с зарубежным дипломом".
Другой комментатор NBCA в Ашгабате, долгое время проработавший в туркменском правительстве, предположил, что на невостребованность больше влияет отсутствие реального механизма оценки уровня профессионального образования и недостаточная взаимосвязь потребностей и подготовки кадров.
«Об этом можно судить по отчетам бирж труда. Заявки предприятий на профессии заметно отличаются от профессиональной подготовки людей, которые ищут работу через биржи», - сказал эксперт.
К примеру, существует «перепроизводство» кадров по некоторым профессиям, таким как бухгалтеры, менеджеры, швеи, в то время как экономика нуждается в специалистах по корпоративному и муниципальному управлению, логистах, программистах.
Эксперт называет три проблемы, которые, на его взгляд, необходимо решить для создания банка человеческого капитала Туркменистана.
Это - формирование структуры по мониторингу спроса и предложения на рынке труда, укомплектование национальной базы данных о специалистах во всех сферах экономики, а также внедрение новой системы профессиональной переподготовки кадров.
С этим мнением согласен и чиновник из Министерства экономики и развития Туркменистана.
«Раньше существовал Госплан,- вспоминает он.- Там знали, сколько человек требуется, какой квалификации. А сейчас у нас переизбыток неквалифицированных (кадров), а вот людей с высокой квалификацией нет».
Другие опрошенные для этой статьи сказали, что экономическая стратегия Бердымухаммедова реализуема в том случае, если власти проявят твердую волю и займутся подбором компетентных кадров из числа молодых специалистов, получивших хорошее образование не только в стране, но и за рубежом.
Сотрудница аппарата Меджлиса (парламента) пояснила, что президент уже «созрел» для того, чтобы переобучить управленческий персонал и привлекать свежие, прогрессивные кадры.
«Ведь он все время тасует кадры, смещает их с места на места, а толку никакого», - говорит она.
Однако другой собеседник возразил, что было достаточно времени, чтобы обновить кадровый состав управленческого звена и дать новым работникам шанс показать себя.
«Возможно, власти боятся наплыва свежего мышления, более грамотных и широко мыслящих специалистов",- говорит один из собеседников.
«Конечно, есть риски,- вступает в дискуссию экономист общественной организации из Ашгабата. - Увеличение безработных, конкуренция, спад. Зато потом высокий и стабильный подъем, если все будет сделано грамотно».
(Данная статья была подготовлена в рамках проекта Института по освещению войны и мира IWPR «Новостная сводка Центральной Азии», финансируемого фондом National Endowment for Democracy.)