CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

zpress.kg

«Asia Times»: Туркменистан активно пытается уменьшить зависимость экспорта своего газа от России

3 июня 2010

«Asia Times»: Туркменистан активно пытается уменьшить зависимость экспорта своего газа от России

02.06.10 18:25 Zamandash press - информационное агентство

Изменения в газовой политике Туркменистана

Монреаль. События этой недели подтверждают, что Туркменистан принял стратегическое решение по диверсификации экспорта газа не только за пределы России, но и Китая.

Во-первых, и, возможно, наиболее эффектно, Ашгабат объявил о том, что он использует свои собственные ресурсы и технологию для обновления и восстановления восточно-западного трубопровода через южную часть страны, открыв тем самым возможность того, что газ из восточных регионов Туркменистана может, в конце концов, поставляться в Европу. Всё это усиливает перспективы для проекта «Набукко», в который будет поступать газ из Каспийского моря через Грузию и Турцию в центр Баумгартен в Австрии для дальнейшего распределения в страны ЕС.

Во-вторых, президент страны Гурбангулы Бердымухамедов совершил свою первую поездку в Индию, и на переговорах будет обсужден проект строительства трубопровода «Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия» (ТАПИ).

В-третьих, теперь кажется вероятным то, что ОАЭ получат концессию на разработку ресурсов углеводородного сырья в одном из блоков прибрежных секторов Каспийского моря.

Туркменские информационные агентства сообщили, что государственное предприятие «Туркменгаз» будет финансировать проект восточно-западного трубопровода, в котором будет принимать участие другое государственное предприятие «Туркменнебитгазгурлушик». Пропускная способность трубопровода будет составлять 30 млрд. кубометров газа ежегодно. Этап разработки начнется незамедлительно, и ожидается, что строительство трубопровода завершится в течение 5 лет. Газ будет поступать из месторождения Южный Йолотан, который, по подсчетам английской компании «Gaffney Cline», содержит 6 трлн. кубометров газа, в пределах возможного диапазона от 4 до 14 трлн. кубометров.

В марте прошлого года в Москве Бердымухамедов лично и без предупреждения отложил подписание сделки об участии России. В Москву он полетел именно для подписания этой сделки. Условием для участия России стали бы поставки газа в Россию. В том же месяце Туркменистан объявил международный тендер на проект, на который подали заявки более 70 компаний со всего мира. Отношения между двумя странами ухудшились далее после взрыва трубопровода в апреле 2009 года, который сорвал экспорт газа в Россию.

Туркменистан обвинил филиал «Газпрома» в Туркменистане в том, что он уменьшил объем импорта газа, не предупредив туркменские газовые компании: увеличение количества газа вызвало взрыв. Российские СМИ в свою очередь обвинили во взрыве плохое состояние туркменских трубопроводов, а также технических работников Туркменистана. Действительно, взрыв газопровода помог «Газпрому» сэкономить деньги, сократив потери от ранее заключенного контракта с Туркменистаном. Экспорт в Россию сократился, как и доходы. По некоторым данным, импорт газа из Туркменистана в Россию в этом году будет составлять лишь 10 млрд. кубометров.

Последнее объявление по трубопроводу также по сути «убивают» трехсторонний проект с участием Казахстана по ремонту и восстановлению сегмента трубопровода «Центральная Азия - Центр», который был разработан тремя странами как Каспийский прибрежный трубопровод, или «Прикаспийский». Эта идея была первоначально озвучена бывшим президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым в 2003 году, однако это авторитетное соглашение откладывалось в течение десяти лет.

Что касается проекта по строительству трубопровода ТАПИ, наблюдается развитие его потенциала, поскольку в Нью-Дели Бердымухамедов согласился продвигать создание двусторонней межправительственной комиссии в качестве принципиального форума для экономического сотрудничества с акцентом на энергетические вопросы. Индия заявила о своей заинтересованности во внедрении проекта ТАПИ без отсрочек, отметив, что она ждет с нетерпением участия своих экспертов в разработке углеводородных ресурсов, развитии и производстве в Туркменистане. Помимо этого Нью-Дели готов провести встречу технических экспертов для обсуждения проекта с участием Азиатского Банка Развития, который заявил о своей поддержке.

И, наконец, ОАЭ вступает в соперничество за туркменский газ. ОАЭ, чей фонд национального благосостояния превышает 300 млрд. долларов США, на протяжении десяти лет разрабатывает нефть в Туркменистане, используя в качестве «двигателя» свою компанию «Dragon Oil». По существу это выгодное положение для приобретения прав на ведение поисково-разведочных работ в прибрежной зоне. Более того, будучи обладателем 20% акций в австрийской компании OMV, которая возглавляет проект «Набукко», ОАЭ имеет хорошие шансы по поиску легких экспортных маршрутов для прибрежного газа. Немецкая фирма RWE - другой акционер «Набукко» - обнаружил газ в прибрежном блоке, который он разрабатывает.

Таким образом, один из вариантов энергетического развития до недавнего времени меняется. Туркменистан больше не зависит от России для экспорта своего газа, и что более важно, он не хочет зависеть от Китая так же, как он зависел от России в прошлом. Развитие событий все больше и больше указывает на возможный успех «Набукко», и даже успех «Белого Потока», в рамках которого предусматривается извлечение газа со дна Черного моря из Грузии в Румынию (в обход Турции) и далее в Европу, так как достаточные поставки для обоих проектов теперь становятся очевидными, если объединить запасы Азербайджана и Туркменистана.

Роберт М. Катлер «Asia Times», 27 мая 2010 года Перевод - «Zpress.kg»

zpress.kg

Предыдущая статьяКазахский эксперт: Если хотят сфальсифицировать историю Великой Отечественной войны, то говорят - это не наша война
Следующая статья«Eurasianet»: Транзитный центр «Манас» снова стал предметом спора