На водной конференции в Душанбе состоялся жесткий обмен мнениями по Рогунской ГЭС между представителями Узбекистана и Таджикистана
9 июня 2010, 09:09, CA-NEWS (TJ)
CA-NEWS (TJ) - Жесткий разговор вокруг Рогунской ГЭС состоялся на специальной сессии «Освоение гидроэнергетического потенциала Таджикистана и его значимость для решения водно-энергетических проблем Центральной и Южной Азии» на международной водной конференции, проходящей в Душанбе.
От Узбекистана выступила первый замминистра экономики этой страны Галина Саидова, Таджикистан представлял министр энергетики и промышленности республики Гулом Шерали.
По словам Саидовой, Узбекистан опасается возможного сильного землетрясения, которого, возможно, не выдержит плотина будущей гидроэлектростанции, в результате чего в зоне риска затопления может оказаться не только территория Таджикистана, но и соседних с ним стран. Она сообщила, что Рогунская ГЭС находится в зоне разлома, в котором опасность составляет 9 баллов. По ее данным, этого разлома касается параллельный разлом I категории с огромной сейсмичностью.
«Большие объемы воды... Это под 350 метров высота плотины! В мире такой плотины нет... еще более усугубит опасность землетрясения, - сказала она. - Чем это кончится, никто не знает. В этой ситуации пострадает не только узбекское население, пострадает население всех стран низовья».
Сославшись на математические расчеты советских ученых, Саидова сообщила, что при возможном разрушении плотины Рогунской ГЭС высота волны в зависимости от наполнения водохранилища составит 240-260 метров в начале и до Нукуса на севере Узбекистана она дойдет высотой в 4-8 метров.
«Представьте себе эту высоту... Снесет все шесть гидроузлов на своем пути, которые находятся вдоль реки, в основном, на территории Таджикистана, - сказала она. - Для меня неважно в восьми метрах мы утонем, или в четырех... Будут разрушены не только дома, жилые поселки и т.д., но и серьезные предприятия, которые будут оказывать воздействие на окружающую среду... Я думаю, что это очень понятно, почему мы против».
По ее словам, устные гарантии Узбекистан не примет и поэтому просит о проведении независимой международной экспертизы объекта, которая должна «дать гарантии» всем народам региона в безопасности строительства Рогунской ГЭС.
«Сейсмологи говорят все хорошо, все окей... Пусть они дадут гарантии и положат головы на отрез, что этого не будет», - заявила Саидова.
По ее словам, Узбекистан не только опасается возможного апокалипсиса при сильном землетрясении в районе Рогунской ГЭС, после сдачи ее в эксплуатации. Она сообщила, что экспертиза станции также должна дать гарантии того, что завершение ее строительства не повлияет на водосток реки.
«Реку ведь не остановишь, если только не насиловать природу, - сказала узбекский чиновник. - Многолетнее регулирование - это конечно хорошее дело и очень важное, если это регулирование идет не в ущерб естественному течению воды». Она подчеркнула, что при этом должен быть учтен фактор того, что вода является безальтернативным источником питья и пищи.
Саидова заявила, что Узбекистан «желает добра Таджикистану», так как народы обеих республик «это один народ, который просто говорит на двух языках».
«Мы просим подлинно независимой экспертизы! Мы не против строительства гидроэлектростанций в Таджикистане. Мы за то, чтобы таджикский народ... - это родной нам народ, сегодня у многих в Узбекистане есть таджикская кровь, мы не отрицаем этого - наши соседи жили богато, ведь чем богаче сосед, тем легче живется рядом с ним, - добавила она. - Мы хотим богатства и процветания нашим соседям, но только не за счет других народов».
В ответ на эти доводы министр энергетики и промышленности Таджикистана сообщил, что таджикистанская сторона в настоящее время работает совместно с Всемирным банком над вопросом проведения международной независимой экспертизы.
«Даже Пан Ги Мун [генеральный секретарь ООН - CA-News], когда сначала он у вас был, вы показали ему Арал, потом он к нам приехал, мы его тоже просили, что надо создать большую международную независимую комиссию и пусть начинают экспертизу водоемов Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана, заканчивая Рогуном», - парировал Шерали.
В настоящее время для проведения технико-экономического обоснования Рогунской ГЭС подали заявку шесть компаний, еще четыре фирмы - по экологической экспертизе. В настоящее время Таджикистан восстанавливает те объекты станции, которые были построены в советский период, когда ГЭС была построена на 44-50%. Таджикистан не раз обращался ко всем заинтересованным сторонам, в том числе к Узбекистану, по вопросу создания международного консорциума по завершению строительства объекта.
«Когда будет технико-экономическое обоснование, когда будет вся документация, то мы будем дальше строить, - сообщил министр, напомнив, что проект трижды уже проходил экспертизу в Госплане СССР. - Потом может быть, вы спасибо скажете нам, потому что мы не имеем право сказать Узбекистану, Казахстану, Туркменистану, почему они добывают нефть и газ. Вы же не говорите нам: «Вот вам нефть и газ! Сжигайте». У вас таких слов нет».
Шерали вновь подтвердил позицию Таджикистана в том, что его страна «никогда не оставит соседей без воды».
«Этот объем мы все время обеспечиваем и будем обеспечивать... Мы одной крови с Узбекистаном, мы друг друга уважаем! Наши родственники у вас, ваши родственники у нас, но в зимний период нам тяжело... Люди в темноте... Транзит [электроэнергии - CA-News] не разрешаете из Туркменистана. Но надо помогать однокровным родственникам, чтобы мы тоже жили нормально, - подчеркнул министр. - Вы не хотите, мы будем работать с вами».