CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Согласие президента им не нужно? :: Казахстан. Деловая Неделя.

12 июня 2010

Согласие президента им не нужно?

Или почему веселой свадьбе и жених не обязателен

11 июня 2010г. ? 23 (901), Деловая Неделя, Казахстан

Проблема власти состоит в том, что рано или поздно хочется ею воспользоваться Фредерик Бегбедер, французский писатель

НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ, как и несмело ожидалось (во всяком случае здоровыми силами общества), не поддержал предлагаемый ему парламентом закон о лидере нации, предполагающий для него беспрецедентное расширение полномочий и иммунитета. Тут, правда, удивил его собственный советник, по логике которого выходит, что согласие президента на этот закон и вовсе не нужно, мол, даже насильно озолотим, если хотим. Хорошо хоть, внимательно рассмотревшие эту, возможно, самую сложную правовую коллизию за все время работы этого созыва парламента, депутаты пришли к выводу, что президента обходить нельзя даже из-за безграничной признательности к нему же.

Говоря о причинах своего отказа поставить подпись под творчеством депутатов, решивших, что главе государства не хватает полномочий и защиты, Нурсултан Назарбаев особенно отметил, что «в настоящее время Казахстан является председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, возглавляет ряд других региональных объединений», и нужно «дорожить таким доверием и достойно осуществлять эту почетную миссию». Говоря грубо, он попросил больше его не ставить в неудобную ситуацию перед иностранцами, напомнив, что «статус лидера нации нельзя обрести лишь на основе буквы закона, декретов и других правовых актов». Далеко не все этот призыв поняли и приняли. Например, советник президента Ермухамет Ертысбаев заявляет, что, поскольку президент вето накладывать не стал, лично он полагает, что через месяц его надо считать принятым. Совершенно невозможно понять, почему и зачем так срочно необходим этот закон, но можно быть уверенным, что г-н Ертысбаев сможет рассуждать на эту тему часами. О том, что он не одинок, свидетельствует мнение вице-министра юстиции Дулата Куставлетова: «Президент может наложить вето на закон, может направить в Конституционный совет, может его подписать либо не подписывать. Если он не подписывает - тогда есть разные подходы к этому. В конституционном законе есть такая норма, о которой сказал Ертысбаев».

Хорошо, что депутаты усомнились: можно вот так легко «продавливать» очевидное мнение президента страны. «Многие говорят, что закон автоматически вступает в силу. Такого нет. Президент либо подписывает его, либо направляет возражение на данный закон», - сказал со звонким именем Ирак и фамилией Елекеев.

Умнее всех выкрутился первый заместитель председателя партии власти «Нур Отан» Нурлан Нигматулин, который сказал, что «вне зависимости от того, подписал Нурсултан Назарбаев закон о лидере нации или нет, он остается национальным лидером». Это, конечно, не знаменитое «в этом вопросе полностью согласен с мнением товарища Сталина», но тоже ничего - творческое продолжение мысли самого президента. Как говорится, чувствуется, что не зря товарища из Караганды посадили доносить генеральную линию Акорды до членов партии...

«Ряд других депутатов, к которым журналисты пытались обратиться за разъяснением, продемонстрировали неглубокие знания законов, либо вообще отказались от комментариев», - отметили наши коллеги-журналисты, пытавшиеся понять, как же так можно легко обойти безграничной «признательностью» ертысбаевых мнение Назарбаева.

Проблема тут в том, что такие вещи вроде закона «О лидере нации» вызывают нездоровый интерес к тому, чего все так засуетились накануне юбилея главы государства? Не готовит ли он красивого по-ельцински жеста? Тогда, конечно, можно понять и тех, кто хочет, чтобы ничего не менялось, кроме продолжения диффузии между людьми и креслами. Вот только думают ли эти люди о признательности или о собственных интересах?

Почему-то вспоминается кинофильм про Леонида Ильича Брежнева, которого сыграл актер Сергей Шакуров... Есть что-то общее в этом стремлении облагодетельствовать шефа против его же воли и нежелании Политбюро отпускать уставшего и болеющего Леонида Ильича с поста генерального секретаря КПСС. А ведь когда-то это произойдет само собой, как бы ни хотели одарить кого-либо полномочиями. Вспомните, даже Чингисхан, вознесшись на вершину могущества и осознав, что не хочет больше с ним расставаться, ничего не смог поделать - не помогли ни буддисты, ни даосисты, ни шаманисты. Сегодня к этому списку можно добавить еще и геронтологов, но природа человеческая от этого не изменится, и забрать с собой на тот свет нельзя не только власть, деньги, но даже носки... Те же, кто сегодня всячески оттягивает неизбежное, на самом деле беспокоятся вовсе не за страну, ей как раз будет лучше, если она отработает механизмы преемственности власти до того, как это придется делать по ходу событий. Такие люди беспокоятся за то, чтобы сохранить нагретые места, отлаженные схемы, удобное положение, им не нужны перемены и конкуренция... Кажется, именно про них сказано - «бойся данайцев, дары приносящих...». Эти пытаются всучить дары даже после официального отказа. Как говорится, подозрительно даже такое навязчивое почитание. Со стороны вообще диковато смотрится. Такое бывает, когда на свадьбе родня невесты не скрывает, что главное не посмотреть на жениха, а невесту сбагрить. Должно же быть хоть какое-то уважение...

«Я, как действующий президент, был всегда против портретов на денежных знаках, званий и прочей суеты вокруг этого вопроса. Я всегда стараюсь быть выше всяческого тщеславия и остаюсь на этой позиции», - пишет президент в обращении-отказе от статуса «лидера нации». Оно и понятно. Ведь он сам видел, как однажды во время одного из саммитов в Ашгабате, куда съехалась куча президентов, вдруг с утра начали сдирать со всех стен плакаты с Туркменбаши, менять портреты в кабинетах чиновников, поднялся просто дикий переполох. В нем протоколисты, службисты, дипломаты и даже просто охранники прибывших делегаций пытались выяснить - что произошло? Оказалось, что покойный Сапармурад накануне вечером решил, что седина больше ему не идет и перекрасился в черный, а ведь кругом - на всех изображениях он был именно седым. Вот и бросились все менять, чтобы не было неудобно - черноголовый президент с седыми портретами... В общем, как в оруэлловском министерстве Правды, все начали менять, хорошо хоть деньги не стали обменивать (на купюрах он тоже был седым), памятники двигать (в бронзе, камне и золоте он был бесцветным), а иначе точно бы не миновать коллапса всей стране...

dn.kz

Предыдущая статья«Шанхайский клуб» на распутье :: Казахстан. Деловая Неделя.
Следующая статьяОбщественно - политическая газета "Литер" - Встали на шелковый путь