Узбекистан закрыл путь в таджикские анклавы, - независимый журналист
24 августа 2011, 16:16 , CA-NEWS (TJ)
CA-NEWS (TJ) - Узбекские пограничники ужесточили контроль на границе, в результате чего жители таджикских анклавов, расположенных на территории соседней страны, сталкиваются с определенными проблемами пересечения границы для решения своих жизненных потребностей.
Узбекистан закрыл путь в таджикские анклавы
Фарходи Мехрузи, независимый журналист
Амбиционная политика официального Ташкента по отношению к Таджикистану продолжает приносить свои «плоды», от которых, увы, страдает простой народ. Строительство века - Рогунской ГЭС - по-прежнему не дает покоя Узбекистану, который стремится всячески воспрепятствовать решению энергетической проблемы Таджикистана. Для достижения своих целей узбекская сторона использует всякие рычаги воздействия на Таджикистан, начиная от экономических и кончая политическими. Ограничения транзитного проезда транспорта через Узбекистан и повышение таможенных пошлин для таджикских грузов являются наглядными примерами подобной политики.
Проблематичным также остается пограничный вопрос. Узбекские пограничники ужесточили контроль на границе, в результате чего жители таджикских анклавов, расположенных на территории соседней страны, сталкиваются с определенными проблемами пересечения границы для решения своих жизненных потребностей. На днях только трем жителям селения Равот Канибадамского района на севере Таджикистана было разрешено пересечь границу, чтобы добраться до своих сельхозугодий. Местный житель Маъруф Махмадов сообщил, что с 31 июля узбекские пограничники препятствуют пересечению границы с тем, чтобы местные жители не добрались до своих земельных участков. "С целью присмотра за скотом и полива земель узбекские пограничники разрешили пройти только трем гражданам. На улице стоит жара, вода есть, но некому полить", - говорит он. Махмадов и еще двое жителей теперь должны полить 58 гектаров земли и присмотреть за скотиной 55 других местных жителей. Жители селения Равот не в первый раз сталкиваются с искусственно создаваемыми узбекскими пограничниками барьерами при пересечении границы. Весной прошлого года узбекские пограничники, не пропустив местных жителей на свои земельные участки, спровоцировали стихийную акцию протеста. Узбекские пограничники каждый раз приводят разные доводы усиления контроля. На этот раз основными причинами они называют обновление контрольно-пропускного пункта. По словам председателя селения Щлодони Канибадамского района Бохирджоца Шарипова, ранее узбекская сторона направила соответствующим структурам Таджикистана письмо, в котором говорится об усилении пограничного контроля. "Я сам лично разговаривал с узбекскими пограничниками, которые сказали, что все проблемы будут сняты в течение нескольких дней. Сейчас начали пропускать людей".
Основной причиной называют подготовку к празднованию независимости. Правительство и наши пограничники оповещены об этом", - сказал Шарипов. 58 гектаров селения Равот находится на территории Узбекистана. Данный участок является одним из трех анклавов Таджикистана, находящихся на территории соседних стран.
Еще одним анклавом является селение Сарвак района Ашт, в котором проживают 450 семей, не имеющих прямой связи с Таджикистаном. Местный эксперт Тилав Расулзода, называет этот анклав "островом Робинзона". По его словам, местные жители не могут добраться на свою территорию, где не развита даже торговля из-за отсутствия денег. Эксперт отмечает, что узбекская сторона усиливает давление и выдвигает новые условия. Вначале местные жители только показывали паспорт и пересекали границу. Сейчас им разрешено пересекать границу только по понедельникам, вторникам, субботам и воскресеньям. Нельзя провозить больше пяти килограммов. Только местные жители имеют право въезжать на территорию села. Торговли нет. Недавно трое новорожденных скончались по дороге в больницу", -говорит он.
Узбекские таможенники тщательно проверяют каждого проходящего жителя Сарвака. Они ждут, чтобы собрались хотя бы десять человек,. После этого они их сажают на такси, а водителям приказывают: «вези без остановки на дороге». Один из сотрудников милиции сопровождает эту машину строго по установленному маршруту до таможенного поста. При этом они получают свою долю, ссылаясь на «расходы» на бензин. Таким образом, жители Сарвака вместо 11 км вынуждены проехать 52 км. Жители Сарвака сетуют, что не могут проехать по дороге на своих машинах и завозить продукты питания. Таможенники Узбекистана ввели для них ограничение в провозе багажа - не больше 5 кг. Что означает 5 кг. продуктов питания для многодетной семьи. За последние 4 месяца жителям Сарвака удалось лишь один раз завезти в кишлак 60 мешков муки. Местный житель Йигитали Юлдашев утверждает, что Сарвак до 1951 года не был анклавом. Тогда власти Узбекистана просили Таджикистан выделить коридор узбекским пастухам, чтобы они могли сократить дорогу до своих пастбищ. Тогда никто и не мог подумать, что такая щедрость потом обойдется боком для жителей Сарвака. Люди не чувствовали, что живут в анклаве, этот факт они осознали лишь в 1995 году, когда узбекские пограничники установили с двух сторон кишлака свои посты.
На сегодняшний день жители Сарвака практически изолированы от внешнего мира, они не могут смотреть и слушать таджикское телевидение и радио и не знают, что происходит в их стране. В кишлаке функционирует лишь одна 8-летняя школа, поэтому после окончании 8 классов дети не могут продолжить учебу и в дальнейшем поступить в ВУЗы Таджикистана.
Гораздо хуже обстоят дела со здравоохранением. В кишлаке имеется всего один медпункт и тот имеет лишь одну медсестру. Поэтому, не дай бог, если она заболеет, некому будет людям оказывать помощь. В кишлаке нет почты, детского сада, дома культуры, гостиницы и других культурно-бытовых учреждений.
В одноименном кишлаке Сарвак (часто называют его Нижним Сарваком), который целиком расположен на территории Таджикистана, проживают более 1500 человек, которые имеют многочисленные родственные связи с анклавом. По словам председателя махаллинского совета Нижнего Сарвака Кодирали Норбоева, они не могут навещать своих родственников в анклаве и из-за препятствия узбекских пограничников и таможенников не имеют возможность побывать на похоронах и других мероприятиях своих родственников в Сарваке.
Изолировав кишлак в двух направлениях, узбекские власти на этом не успокоились. Вдобавок ко всем бедам, несчастных сарваковцев вдоль периметра села силовики Узбекистана заминировали. В результате с 1999 по сегодняшний день на противопехотных минах Узбекистана погибли 8 и получили тяжкие увечья 6 жителей Сарвака. Жертвами этих взрывов стали: 15-летняя Мавсима Эркаева, 37-летний Махсумджон Кузиев, 26-летний Элмирджон Пардаев, 18-летняя Холиса Кимсанова, 16-летний Хакимджон Ашуров, 22-летний Уралбой Юлбеков, 28-летний Абубакр Джураев и 25-летний Мансурджон Бурлиев. Из перечисленных лиц никто не являлся членом какой-либо террористической или экстремистской организации, все они являлись простыми мирными жителями и для строя Каримова никакой угрозы не представляли. Это были школьники или простые дехкане, которые пасли домашний скот и невольно оказались на узбекских минных полях. Не успокоившиеся гибелью мирных жителей, узбекские силовики в срочном порядке начали вторичное минирование вдоль границ Сарвака. Как говорится, хищника всегда привлекает кровь, а не лучше ли сразу поднять им в воздух пару бомбардировщиков и одним ударом стереть с лица земли несчастного кишлака. Так нет, помимо минирования сейчас узбекская сторона морит бедных жителей Сарвака голодом и ограничивает их передвижение.
Не следует забывать Андижанские события 2005 года, искусственные барьеры, запрещающие и утруждающие процедуру перехода, могут спровоцировать неожиданные народные волнения, выгоду от которых могут извлечь враги обоих народов, проживающих бок о бок в атмосфере дружбы и добрососедства. Более того, население не может долго жить в условиях прессинга, давления и постоянного стресса.
Даст Аллах властям совести и мудрости, а нам - смирение, покой и терпение.