CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Туркменистан: Бердымухамедов отправляет 80% нефтегазовых доходов страны на контролируемый им лично счет - доклад американской ННО

13 октября 2011

Туркменистан: Бердымухамедов отправляет 80% нефтегазовых доходов страны на контролируемый им лично счет - доклад американской ННО

Четверг, 13 октября, 2011 - 03:59, russian.eurasianet.org

by Кэтрин Фицпатрик

Нынешний глава туркменского государства обращается с богатыми запасами энергоресурсов страны как с личным кошельком, причем даже в большей степени, чем его предшественник, Сапармурат Ниязов, говорится в докладе американской наблюдательной организации Crude Accountability. (Фото с сайта посольства Туркменистана в России)

Как явствует из обнародованного 12 октября доклада американской наблюдательной организации, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов поднял самоуправство в своей республике на новую высоту. Документ рисует тревожную картину, сложившуюся в энергетическом секторе республики: в нем говорится, что нынешний глава туркменского государства обращается с богатыми запасами энергоресурсов своей страны как с личным кошельком, причем даже в большей степени, чем его предшественник, Сапармурат Ниязов.

Выводы, к которым пришли авторы отчета под названием "В кармане у президента (Бердымухамедова): нефть, газ и закон", могут иметь тревожные последствия и для Соединенных Штатов, и для Евросоюза, обхаживавших президента в надежде заручиться согласием Ашхабада на наращивание сотрудничества с западными энергетическими компаниями. Помимо всего прочего, Ашхабад является важным звеном в Северной сети поставок - транспортном коридоре, по которому осуществляется снабжение американских и натовских войск, сражающихся в Афганистане. Согласно выводам отчета, опубликованного организацией Crude Accountability, занимающейся проблемами прозрачности в мировом энергетическом секторе, самоуправный стиль руководства Бердымухамедова повышает риск формирования в Туркменистане обстановки нестабильности в долгосрочной перспективе.

"Рано или поздно режим Бердымухамедова столкнется с проблемами, приведшими к краху ближневосточные и североафриканские режимы", - подчеркивают в своем заключении авторы отчета, имея в виду революции, прокатившиеся в этом году по странам арабского мира.

"Своими действиями и бездействием туркменские власти и их международные партнеры делают все то, что может привести к революции в Туркменистане, - добавляют они. - Существующий туркменский режим неспособен к эволюции и уже не раз доказал это. Будет ли это "бархатный" вариант, как в Тунисе, или гражданская война, как в Ливии, покажут время и умение учиться на уроках истории".

Большая часть данных в отчете опирается на открытые документы правительства Туркменистана, некоторые из которых можно найти в электронном виде на туркменском и русском языках. Работая с активистами Туркменистана, имена которых невозможно раскрыть из опасения навлечь на них санкции со стороны властей, организация Crude Accountability смогла проанализировать последние постановления правительства, отследить и документально зафиксировать целенаправленные шаги Бердымухамедова, постепенно прибравшего к рукам нефтегазовые доходы своей страны.

В докладе прослеживается история бесхозяйственности, неэффективного управления и растрат в энергетической сфере вплоть до первых нескольких лет после обретения Туркменистаном независимости. Диктатор Сапармурат Ниязов, известный своим переменчивым нравом и управлявший страной с 1990 по 2006 годы, создал прецедент, замкнув на себя все энергетические контракты. Так, например, по принятому в 1997 году закону все тендеры и все лицензии в энергетической отрасли утверждались лично президентом этого центральноазиатского государства.

На тот момент Ниязов обосновывал необходимость подобного шага тем, что он будет способствовать сдерживанию безудержной коррупции в энергетической сфере. На практике же это просто оптимизировало коррупционный процесс. Незадолго до скоропостижной кончины Ниязова обнаружилось, что у него имелись специальные счета в иностранных банках, на которых он припрятывал доходы от экспорта энергоресурсов и аналогичных сделок.

Вскоре после своего прихода к власти Бердымухамедов пообещал оздоровить ситуацию в энергетическом секторе. Но, судя по выводам Crude Accountability, он скорее развил и упрочил коррупционную схему, заложенную своим предшественником.

Так, например, в докладе документально прослеживается, как Бердымухамедов в законодательном порядке внес поправки, наделившие Государственное агентство по управлению и использованию углеводородных ресурсов при Президенте Туркменистана исключительными полномочиями по управлению всеми резервами и контролю за всеми экспортными аспектами и платежами. Прежде вопросами воздействия на окружающую среду, а также трудовыми, контрактными и смежными моментами ведало министерство охраны окружающей среды и другие профильные ведомства. Теперь же все аспекты, связанные с работой энергетического сектора, находятся в компетенции означенного агентства при президенте страны.

"За годы своего президентства Гурбангулы Бердымухамедов посредством Агентства сумел сосредоточить в руках одного человека, а именно в своих руках, всю полноту власти, весь процесс принятия решений, управления и, самое важное, контроля над нефтегазовыми доходами", - говорится в документе.

Самым поразительным во всех этих инициированных Бердымухамедовым начинаниях, по словам активистов, является то, что коррупция заложена в самом законе, в котором прописано, что в государственный бюджет поступает лишь 20 процентов доходов от экспорта нефти и газа и не предусматривается механизмов отчетности в отношении оставшейся части. "Люди, заведующие этой сферой в Туркменистане, могут и должны пересмотреть этот закон, - сказала EurasiaNet.org исполнительный директор организации Crude Accountability Кейт Уоттерс (Kate Watters). - В самом законе заложено несоответствие".

"Бердымухамедову не откажешь в здравом смысле, - добавляет она. - Он вполне может сказать, что, по сравнению с прошлым законом, в госбюджет поступает на 10 процентов больше доходов, так что он улучшил ситуацию. Только куда уходят остальные 80 процентов?"

По словам Кейт Уоттерс, даже при Ниязове кабинет министров имел некоторые полномочия по контролю за продажей углеводородных ресурсов, теперь нет даже их. "Бердымухамедов постепенно сводил на нет всякие ревизии и проверки, и теперь ни одна правительственная структура даже не притворяется, что осуществляет в данной сфере хоть какой-нибудь контроль", - добавляет она.

От редактора: Кэтрин Фицпатрик является независимым нью-йоркским журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий, и автором блогов "Sifting the Karakum" и "Choihona" на сайте EurasiaNet.

eurasianet.org

Предыдущая статьяАфганистан: Десятая годовщина выдворения талибов из Кабула вызывает разноречивые чувства в стране
Следующая статьяЕсли президент позовет домой, что делать?