CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Как рабы на галерах :: oasis

14 октября 2011

Как рабы на галерах

? 19 (159) ОКТЯБРЬ 2011, oasis

Евгений Львов (Ташкент)

Принудительный детский труд - реальность, за которую Узбекистан постоянно критикуют и не желают с ним сотрудничать. Однако отказаться от узаконенного рабства Ислам Каримов и его окружение не спешат. Дать людям волю, все равно что поменять свое заскорузлое сознание на 180 градусов. И пока узбекская «верхушка» на это явно не способна.

Вести с полей

Каждый год, сразу после того, как республика с помпой отметит День независимости, тысячи детей по всей стране вывозят на хлопковые поля. Не стал исключением и этот год. И даже более того, теперь трудовую повинность отбывают не только старшеклассники, но и учащиеся младших классов.

Работник пресс-службы Министерства труда и социальной защиты населения Равшан Ибрагимов уверил: «на сегодняшний день факт использования детей, подростков и студентов на полях не выявлен. Мониторинг проводится ежедневно, все факты перепроверяются, но пока мы не наблюдаем никаких нарушений».

2 июня 2011 года Министерство труда и социальной защиты населения, совместно с Ассоциацией фермерских хозяйств и Советом федерации профсоюзов Узбекистана, распространили коллективное заявление о недопустимости использования принудительного труда детей во время проведения сельскохозяйственных работ. Гарантия - общественный контроль за процессом сбора хлопка. Однако чиновник лукавит. Уже второго сентября, на следующий день, после того, как Ислам Каримов поздравил всех узбекистанцев с праздником независимости, уверив, что «растет благосостояние народа», детей погнали на хлопок.

Первыми эстафету добровольно-принудительной трудовой повинности взяли на себя учащиеся Сурхадарьинской, Кашкадарьинской, Ферганской областей и республики Каракалпакстан. В поселке Найманча, неподалеку от Коканда, на поля выгнали детей от восьми до восемнадцати лет.

Правозащитная организация «Эзгуллик» проводит собственный мониторинг эксплуатации школьников, и они, увы, неутешительны.

Абдурахмон Ташанов, правозащитник представляющий организацию, отмечает, что все заверения узбекских властей в том, что дети выходят работать на поля добровольно, чтобы помочь родителям собрать урожай, не соответствуют действительности.

«Мониторинг хлопковой кампании 2011 года показывает, что учащихся почти по всей стране вывозят на старых автобусах на хлопковые плантации. Кормят очень плохо, запрещают брать с собой мобильные телефоны, чтобы они не могли звонить родителям и жаловаться. Отказаться ученики не могут, так как им угрожают невыдачей аттестата и отчислением». Некоторые родители, правда, находят общий язык с теми, кто может откупить их детей от работ на хлопковых плантациях. Представительница Правозащитного альянса Узбекистана (ПАУ) Аделаида Ким отмечает, что ей удалось отстоять своего ребенка. Сумма бартера за свободу ученика младших классов, по ее словам, достигает 200 тысяч сумм (около 80 долларов). Для жителей Узбекистана, чей ежемесячный доход в среднем составляет около 150-200 долларов, это существенная сумма.

«Чего не сделаешь, чтобы обеспечить детям нормальное детство и не обрекать их уже со школьной скамьи на рабский труд», - объясняет брешь в семейном кошельке Аделаида.

Красный флаг - эмблема печали

Для того чтобы наглядно представить, что такой рабский труд детей на плантациях, нужно всего лишь на несколько километров отъехать от Ташкента - в Ташкентскую область. Здесь взору и предстает панорама битвы детей за урожай. Десятки подряд выстроенных по периметру хлопковых полей переполнены школьниками, чей возраст колеблется в среднем от 9 до 17 лет.

Красный флаг - отличительная черта хлопковых плантаций, на которых вынуждены работать дети. По нему ориентируются сотрудники милиции и службы национальной безопасности (СНБ) с целью недопущения на такие поля правозащитников и журналистов, а также международных наблюдателей. За этим красным флагом начинается зона рабства, где все бесправны.

Вот что рассказывают сами школьники. Они не решаются назвать свои имена, так как знают, что за эти откровения могут поплатиться.

«Нас выгнали на поля с первых дней учебы», - сказала 12 - летняя девочка.

«Приходится просыпаться в пять утра, а с семи мы уже начинаем собирать хлопок. В день норма со всех - и мальчиков, и девочек - по 50 килограммов. Если не сдадим, то нужно будет либо доплачивать, либо сдать больше нормы на следующий день», - дополняет ее 14-летний школьник.

Работают ученики с семи утра до семи вечера. Отдых - всего час. Это так называемый обеденный перерыв.

«Кормят очень плохо. Каждый день макаронный суп, без мяса, есть невозможно, всю еду выливаем, ходим полуголодные», - рассказывают школьники.

Спят дети недалеко от полей, в ближайшей школе, до которой их ежедневно довозят на небольшом автобусе.

«Там сыро, нет условий для нормального отдыха и сна», - говорят ученики.

Домой они вернутся нескоро, только через месяц, когда их сменит другая группа молодых бойцов видимого хлопкового фронта. А пока на этом поле трудится около четырехсот школьников. А таких полей только в Ташкентской области десятки. И это значит, что в процессе сбора хлопка власти задействовали несколько сотен тысяч детей.

Белое золото и черный труд

Отличительной особенностью хлопковой кампании 2011 стало привлечение на поля не только жителей областных центров, но и ташкентцев. В массовом порядке на плантации погнали как детей, так и взрослых. Трудовую повинность несут и работники бюджетных организаций. Не пожалели и студентов. Так, например, аспиранты Национального университета Узбекистана, бывшего некогда знаменитым ТашГу, вывезли в Джизакскую область, где они проведут полтора месяца.

«Академическая деятельность подождет, а работу над диссертацией продолжите по возвращении», - объяснили им преподаватели.

Конституция Узбекистана, а также 27 статья закона «Об образовании» запрещают использование детского труда.

В 2008 году был принят закон «О гарантиях прав ребенка», не допускающий эксплуатацию детей. Узбекистан присоединился и к международной Конвенции ООН о правах ребенка. Многие из них также разделили участь студентов-аспирантов, и по приказу руководства поехали собирать хлопок.

На плантации сейчас сгоняют медработников, заводчан, а иногда даже и милиционеров. «По домам ходят работники местной администрации и призывают всех на поля», - рассказывают жители Сырдарьинской области.

Но, безусловно, главной дешевой рабской рабочей силой на полях остаются беззащитные дети.

Лидер правозащитного альянса Узбекистана Елена Урлаева каждый год проводит мониторинг ситуации с правами ребенка на хлопковых плантациях. По ее мнению, правительство наживает баснословные деньги на беззащитных школьниках. «Более одного миллиона детей ежегодно на протяжении 4-х месяцев эксплуатируются государством, при этом игнорируются национальные законы и международные договоры по защите экономических, социальных и культурных прав детей. Школьники работают под палящим солнцем, температура воздуха порой поднимается до 40 градусов по Цельсию, а во многих регионах отсутствует подача нормальной питьевой воды, питание скудное, дети после работы выглядят измученными», - констатирует Урлаева, лично побывавшая на нескольких хлопковых плантациях, начиная с первых дней сбора урожая. Оплата за 1 килограмм хлопка варьируется от 100 до 125 сумов (0,5 цента), в некоторых регионах деньги не выдаются: их высчитывают за «питание» школьников.

Гуль на выдумки хитра

«Режиму становится все сложнее создавать иллюзию благополучия в отношении детского труда, и как бы власти ни пытались скрыть факт их эксплуатации, этого сделать не удается, что чиновников, безусловно, нервирует», - говорит журналист из Ташкента.

И действительно, несмотря на мобилизацию тысяч детей на поля, в этом году режим Ислама Каримова понес ряд репутационных уронов именно по причине непрекращающейся эксплуатации детского труда.

19 сентября более 60 мировых брендов отказались покупать узбекский хлопок как раз из-за того, что собирали его хрупкие детские руки. В число отказавшихся от «белого золота», например, попали такие всемирно известные производители как - Burberry, Levi, H&M, Adidas, Puma.

Но, пожалуй, главным провалом стало исключение старшей дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой из «Недели моды», проходившей в Нью-Йорке. В качестве одной из главных причин называлась проблема детского труда и ухудшающееся положение с правами ребенка.

Компания International Management Group (IMG), организовывавшая проведение «Недели моды» в нью-йоркском «Линкольн-центре», под давлением правозащитников из Human Rights Watch 10 сентября отменила участие Гульнары Каримовой в этом помпезном шоу. Несмотря на это, старшая дочь узбекского президента через проправительственные СМИ уведомила граждан своей страны, что показ якобы состоялся. Законодательница узбекской моды провела показ своей коллекции в нью-йоркском ресторане Cipriani. Однако активисты из Узбекистана встретили это шоу массовыми акциями протеста со словами «Детский труд - преступление, Гульнара!».

Директор международного форума за права трудящихся (ILRF) Тим Ньюмен отметил, что хлопок, собранный с использованием принудительного детского труда в Узбекистане, становится одеждой, которую впоследствии покупают нувориши в США.

Сурат Икрамов, глава Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) отмечает, что провал Гульнары Каримовой на неделе высокой моды должен стать сигналом мировому сообществу, что рабский труд детей действительно важная тема для обсуждения. «Этот вопрос не должен проходить лишь фоном для критики режима Ислама Каримова, проблема должна изучаться более широко, ведь, известно, что поля обрабатывают пестицидами, это приводит к развитию раковых заболеваний у детей. Существуют и факты сексуального насилия над детьми в период сбора хлопка. Но самое главное, что происходит отрыв десятков тысяч школьников от учебы, впоследствии чего мы имеем необразованных, малограмотных детей. Эта проблема будущего Узбекистана», - говорит Икрамов.

Пока же режим Ислама Каримова зарабатывает миллионы долларов на продаже хлопка, платя дехканам копейки за «белое золото», которое в десятки раз дороже на мировых рынках, не желая тратить денег на покупку техники для хлопкоуборочных работ. Да и зачем тратиться, если есть малолетние рабы...

ca-oasis.info

Предыдущая статьяТалибан может решить исход ирано-саудовского противостояния
Следующая статьяКогда в соседях Афганистан :: oasis