Энергетический накал
? 19 (159) ОКТЯБРЬ 2011, oasis
Ризо Хаитов (Душанбе)
Таджикистан приближается к своей давней цели - экспортировать собственную электроэнергию за рубеж в больших объемах. В начале третьей декады сентября завершился очередной раунд переговоров таджикских и афганских энергетиков, по результатам которых достигнута договорённость о сроках поставок электроэнергии на ту сторону Пянджа по высоковольтной линии электропередачи (ЛЭП) 220 кВ «Сангтуда-Пули Хумри».
В августе этого года между госэнергохолдингом «Барки точик» и афганской компанией Dams был подписан контракт, согласно которому переток таджикской электроэнергии в Афганистан должен был начаться 10 августа, однако этого не произошло. Афганская сторона требовала гарантированных поставок электроэнергии круглый год. Тогда таджикская сторона не могла гарантировать экспорт электроэнергии круглогодично по причине того, что республика сама ощущает дефицит в осенне-зимний период.
Экспертное сообщество и простые граждане Таджикистана теперь гадают, что стало причиной консенсуса в вопросе поставок электроэнергии в Афганистан именно в тот период, когда в сельской местности начали давать ее с ограничением. Результаты переговоров не раскрываются для общественности.
По данным министерства энергетики и промышленности Таджикистана, в начале третей декады сентября приостановлен холостой пуск воды из Нурекского водохранилища мимо гидроагрегатов Нурекской ГЭС в связи со снижением проточности реки Вахш на створе, на которой функционирует данная станция. По предварительным подсчетам, вхолостую сброшен объем воды, способный выработать порядка 5 млрд. кВт/ч электроэнергии.
По данным Агентства по статистике республики, за восемь месяцев текущего года экспорт электроэнергии составил всего 92,1 млн. кВт/ч на сумму более $2,1 млн. Этот показатель на 16,8% меньше по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года. Доля электроэнергии во внешнеторговом обороте составила 0,1%.
Независимый экономист Ерахмад Джураев отмечает, что ЛЭП-220 кВ Сангтуда - Пули Хумри сдана в эксплуатацию недавно, линию электропередач нужно держать под напряжением круглый год. Таким образом, можно предположить, что подача электроэнергии в Афганистан будет осуществляться круглый год.
Этому дала, этому дала, а этому - нет
В течение последних 18 лет в республике в осенне-зимний период подача электроэнергии осуществляется по лимиту, то есть жители сельских районов получают электричество по 6-8 часов в сутки. Не станет исключением и этот год, а может и последующие годы. С вводом новых производственных энергетических мощностей ситуация с энергообеспечением внутри республики не улучшится, поскольку продажа электроэнергии за рубеж приносит дополнительные доходы госбюджету и обеспечение собственных граждан переходит на второй план для властей. К примеру, таджикский алюминиевый завод потребляет около половины вырабатываемой электроэнергии в республике. Заводу не сокращают подачу электроэнергии даже тогда, когда ее не хватает в больницах, детсадах и общеобразовательных школах», - отмечает экономист.
По официальным данным дефицит электроэнергии в осенне-зимний период составляет 3,5 млрд. кВт/ч. Власти не обращают внимания на требование населения обеспечить их электричеством в осенне-зимний период. Лишь изредка для успокоения заявляют, что «когда построим Рогунскую ГЭС, тогда и добьёмся энергетической независимости». Кроме того, госчиновники, которые сами никогда не испытывают нехватки электричества, любят утверждать: если не решить вопрос с экспортом электроэнергии в Афганистан, то можем потерять этот рынок, а в последующем и пакистанский.
«Дело в том, что Туркменистан реализует проект по строительству высоковольтной линии 500 кВ до афганской столицы. У Туркменистана проблем с экспортом электроэнергии нет. Представьте себе, что две богатые энергоресурсами республики Средней Азии, то есть Туркменистан и Узбекистан, постоянно и бесперебойно будут поставлять электроэнергию в Афганистан и зарекомендуют себя как надежные поставщики. С таким успехом они могут освоить и пакистанский рынок. В данном случае даже завершение строительства Рогунской ГЭС не поможет Таджикистану войти в этот рынок», - считают в Госэнергохолдинге «Барки точик».
Межу тем вопрос вокруг Рогунской ГЭС напоминает лабиринт. Против реализации данного проекта яростно выступает соседний Узбекистан под предлогом нарушения водостока на реке Амударьи и экологии. Чтобы доказать безвредность проекта для экологии власти Таджикистана попросили Всемирный банк (ВБ) провести независимую экспертизу на предмет экологической оценки. Всемирный банк нанял независимые авторитетные компании для экономической и экологической оценки. Спустя полтора года ВБ рекомендует Таджикистану воздержаться от возведения плотины ГЭС на реке Вахш еще на год по причине того, что столько времени потребуется для завершения всей экспертизы. ВБ также заявляет о том, что Таджикистан и Кыргызстан могут без возведения дополнительных энергетических мощностей продавать электроэнергию в летний сезон в Афганистан и Пакистан, потому необходимо концентрировать внимание на реализации проекта CASA-1000, который предусматривает передачу электроэнергии из стран Центральной Азии в Южную Азию.
Эти рекомендации вызвали бурную реакцию в таджикском экспертном сообществе.
Донаэлектризовались
Аналитик Равиль Камолов отмечает, что правительство Таджикистана обязано убедить Всемирный банк в необходимости перекрытия русла реки Вахш для начала возведения плотины Рогунской ГЭС уже в этом году. Возведение плотины и пуск первой очереди ГЭС позволит выработать до 4 млрд. кВт/ч электроэнергии. Именно такой объем нужен республике для покрытия дефицита. «Потребность Таджикистана в электроэнергии может удовлетворить именно Рогунская ГЭС. Нужно доказать Всемирному банку, что заполнение водохранилища ГЭС будет происходить за счет квоты вододеления, которая была определена в середине 80-х годов прошлого века. В настоящее время из 11 кубокилометров воды доли Таджикистана, республикой используется всего 8% (это при том, что 60% водных ресурсов региона формируется в Таджикистане). Остаются неиспользованными еще три кубокилометра воды, которые и нужно направить на заполнение водохранилища. Вся работа по экспертизе проекта проходит под давлением Узбекистана. Обеим республикам нужно снизить политическую составляющую в вопросе Рогунской ГЭС, и создать поле для действий ученым, инженерам, водникам и энергетикам. Они очень быстро за короткий срок найдут общий язык и выгодный вариант реализации проекта и его дальнейшего использования для выгоды сторон», - считает эксперт.
Эксперт по экономическим вопросам Вафо Ниятбеков отмечает, что если все время прислушиваться к мнению Узбекистана, то он выступает и против проекта CASA-1000. У Узбекистана большие энергетические амбиции, связанные с наращиванием своего энергетического потенциала в регионе Центральной и Южной Азии. Прикрываясь заботой об экологии, Узбекистан в действительности опасается потерять энергорынок в регионе.
Пока страны региона спорят и соревнуются между собой по освоению новых энергорынков, в это время дефицит электричества ощущают простые граждане, особенно в сельской местности.