Легитимный «кетсинизм», или политический прецедент
15:29 (15.12.2011), akipress.org
Жаркынай Куват
«Король» ушел, даздравствует народ!
И снова «ушли», уже не президента, но спикера, зарвавшегося, с трудом расстающегося с креслом позиционера. Или он сам ушел, добровольно, без судорог и цепляния за то самое кресло? Не в пример нелюбимой им женщине - экс-президенту, с широкой улыбкой, только что элегантно передавшей еще большую власть новому государственному лидеру.
Что это было!?
Пару раз в этой маленькой, странной для соседей стране народ вышвырнул зарвавшихся правителей. Это должно было стать уроком. Не только для всех последующих президентов, но и для тех, кто хоть как-то пытается приватизировать государственное место в собственную вотчину, плодя советников, спецпредставительства и госномера.
Несложные выводы: первое - все это временно, второе - это не личный, а государственный пост, и третье - зоркий глаз того самого гражданского общества.
Что есть спикер в парламенте?
По сути это техническая должность модератора. Это даже не лидер, это выразитель коллективного депутатского мнения. Вспомнился Шеримкулов. Понятно, почему он позже стал одним из самых востребованных дипломатов, его корректный опыт в парламенте. Ушедший на этой неделе так и не понял своего предназначения, миссии - роль спикера/ведущего в парламентской системе не может иметь ничего общего с азиатской формой правления. Забылся и/или повторил неуспешную модель.
Если опыт первых «кетсинизмов» был спонтанным, народным - низовым. Просто поднялись люди и прогнали, все это обычно плохо заканчивалось для ушедшего с поста. А главное, рушилась политическая традиция легитимной смены власти. Все проходило вне закона, Конституции.
В этот раз сработал банальный закон жизни - от простого к сложному. Из площадного недовольства все перешло в русло уже оформившегося регламента. Справедливый гнев, недовольство очередным зарвавшимся управляющим реализовался во вполне правовом поле. На самом деле это не просто прецедент проявления демократического выражения и политической воли ущемленных, это еще и прецедент новых отношений в политике, особенно среди стран с устойчивой вертикалью. Когда «сильный всегда прав», и властная вертикаль обрамлена чуть ли не «богом данной миссией». И ни народ, ни фракция, и уж точно ни одна из даже представленных в парламенте партий не то, что посягнуть на святое - место, но и пикнуть не могут.
Лед тронулся
Как бы ни критиковали эту новую, пока все еще загадочную парламентскую систему, но этот прецедент говорит о многом. Появляются еще неустойчивые, но показательные политические традиции, которые не дают зарываться. Когда управленец любого ранга безнаказанно будет сидеть и бронзоветь, теряя чувство реальности и адекватность.
На этой недели в жизни сонного по-зимнему Кыргызстана вместе с чистым белым снегом пришла или вернулась добрая традиция - осадить и поставить зарвавшегося джигита на место. Что хорошо и для него. Он не успеет испортиться и превратиться в зарвавшегося бая и останется жить и размышлять в родной стране. И люди, не отрываясь от каждодневной суеты, спеша на работу и домой, а не на митинги и пикеты, будут знать, что есть механизмы, традиции и просто сограждане, которые имеют позицию, волю и главное внутреннюю свободу - сказать НЕТ тому, кто переступает черту.
Жаркынай Куват