CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

jamestown.org

ерганская долина - Ахиллесова пята Центральной Азии

8 октября 2012

Press Digest 08 Oct 2012

«Jamestown»

Ферганская долина - Ахиллесова пята Центральной Азии

суббота, 6 октября 2012 г. 13:00:50, inozpress.kg

Станет ли Ферганская долина очагом дестабилизации в Центральной Азии?

Ферганская долина, представляющая собой сложность в этническом и культурном аспекте, разделена между тремя странами: Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Кыргызская и таджикская части Ферганской долины с геополитической точки зрения расположены ближе к Узбекистану, нежели к собственным столицам. Ташкент расположен в двух часах езды на автомобиле от Худжанта (главного города в таджикской части долины), тогда как поездка из Худжанта в Душанбе занимает около 10 часов. Из кыргызского города Ош, расположенного в кыргызской части долины, добраться до границы с Узбекистаном можно за 40 минут на автомобиле, но поездка до столицы Бишкек занимает 10 часов.

«Ферганская долина - узел сложных проблем: спорные приграничные территории, межэтническая напряженность, деятельность исламских радикалов. Долина связывает три центрально-азиатских государства; конфликт в одной части долины распространяется в другие части, принадлежащие соседним странам. Поэтому, стабильность в Ферганской долине определяет стабильность во всей Центральной Азии», - считает руководитель отделения Центральной Азии Российского института этнологии доктор Сергей Абашин. Влияние исламского радикализма представляет собой одну из самых острых проблем в Ферганской долине. Даже в советские времена, активно действовала целая сеть подпольных медресе и мечетей вне контроля коммунистов. В конце 1980 гг. в Ферганской долине зародились новые религиозные движения, такие как Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и «Хизб-ут-Тахрир».

ИДУ - исламская группировка, имеющая связи с «Аль-Каидой» и афганским «Талибаном», пытающаяся объединить исламских радикалов из всех стран Центральной Азии. В настоящее время членами этой организации являются узбеки, но также таджики, кыргызы и казахи. Предшественником ИДУ являлось движение «Адолат» («Справедливость»). В 1991 году эта организация неожиданно сформировалась в городе Наманган, расположенном в узбекской части долины. «Адолат» была создана как имитация Корпуса стражей исламской революции. Молодые парни с зелеными повязками на голове взяли контроль в Намангане за одну ночь и преследовали людей, которые, как они считали, нарушали закон.

Наказание, отмеренное ворам и проституткам, было необычным: они проходили через весь город, сидя на ослах; их привязывали к столбам в общественных местах, где люди плевали им в лицо; их пороли в мечетях. Преступность была быстро устранена. Жители Намангана до сих пор помнят, как они могли оставлять свои автомобили незакрытыми, а торговцы могли оставлять свои товары без присмотра на ночь. Бесспорным лидером этой исламской милиции был 24-летний Тахир Юлдашев.

Сначала президент Узбекистана Ислам Каримов с одобрением относился к деятельности движения «Адолат», но вскоре он понял, что он потерял контроль над Наманганом. Активистов движения начали арестовывать и приговаривать к длительным тюремным срокам, но Юлдашеву и некоторым его последователям удалось бежать из страны. Сначала Юлдашев бежал в Афганистан, где создал ИДУ и после терактов 11 сентября присоединился к «Талибану» против американских войск.

Хотя боевики ИДУ продолжают сражаться в Афганистане, деятельность организации в Центральной Азии является минимальной, за исключением Таджикистана. на протяжении 2012 года Душанбе регулярно сообщал об арестах членов ИДУ в таджикской части долины. Тем не менее, многие аналитики сомневаются в том, что эти боевики на самом деле имеют отношение к ИДУ. «На сегодняшний день в Таджикистане нет филиала ИДУ. Возможно, в Таджикистане есть некоторые остатки ИДУ, но я не уверен, что эти так называемые члены ИДУ имеют связи с Афганистаном», - считает директор аналитико-информационного агентства «Фергана» Даниил Кислов.

Однако после межэтнического конфликта между узбеками и кыргызами, который произошел на юге Кыргызстана в 2010 году, ИДУ, возможно, усилит свою деятельность в этой стране. После конфликта несколько сотен узбеков из Кыргызстана присоединились к лагерям ИДУ в Афганистане. «Репрессии против узбеков в южном Кыргызстане продолжаются. В этой связи узбекские боевики из Афганистана могут вернуться в Кыргызстан», - отмечает координатор программы по Центральной Азии и Кавказу Российского института восточных исследований Александр Князев.

«Хизб-ут-Тахрир» начал проникать в Ферганскую долину в начале 2000 гг. Основанный в Восточном Иерусалиме в 1953 году как политическая партия, «Хизб-ут-Тахрир» стремится создать всемирный халифат. Организация пропагандирует идеологический экстремизм, хотя не участвует в терактах непосредственно. Тем не менее, службы безопасности в большинстве стран Центральной Азии «охотятся» на членов организации, и многие из них сидят в узбекской тюрьме.

В настоящее время основная деятельность организации в Ферганской долине заключается в производстве и распространении публикаций, поскольку она продолжает действовать нелегально по всей долине.

Хотя правительства центрально-азиатских республик ведут борьбу с исламскими радикалами, их политика в отношении «Хизб-ут-Тахрира» существенно различается. Более радикальный подход очевиден в Кыргызстане, что и побуждает исламских радикалов из Узбекистана приезжать в Ошскую область Кыргызстана, где проживает узбекское население. Сообщалось, что спецслужбы Узбекистана похищали граждан Кыргызстана узбекской национальности. «Узбекские спецслужбы работают в Кыргызстане как у себя дома, и даже не потрудятся проконсультироваться с кыргызскими властями о своих действиях. Обычно Ташкент отправляет на нашу территорию узбеков, которые родились на юге Кыргызстана, но впоследствии получили узбекское гражданство и были завербованы узбекскими спецслужбами. С начала 2000 гг. в Кыргызстане было похищено около десяти узбеков», - утверждает правозащитник из Оша Арсен Амбарьян.

Ситуация в таджикской части долины (на севере Таджикистана) сложилась иначе, нежели в узбекской и кыргызской части. Во время коммунизма контроль над государством находился в руках таджиков из севера (Ферганской долины). Москва полагалась на них, поскольку они были ассимилированы больше, по сравнению с остальным населением, ввиду того, что Российская империя завоевала Ферганскую долину раньше, чем остальной Таджикистан.

В мае 1992 году оппозиция, в ряды которой вошли в основном представители «горных» таджиков (уроженцы Каратегина и Памира), попыталась отобрать власть у «северян» при помощи оружия. Уроженцы Ленинабада и Куляба бросились защищать себя. Однако даже сами участники войны признают, что гражданская война не являлась политической борьбой, скорее она была борьбой между различными региональными таджикскими группами, которые в то время не могли объединиться в одно целое. Поскольку оппозиция использовала исламистские лозунги, исламская идеология во время гражданской войны (1992-1997) на севере Таджикистана не была популярной. Однако после окончания войны к власти пришел Кулябский клан и «северяне» потеряли свою командную позицию в республике. В таких новых условиях, многие северные таджики стали интересоваться исламистской идеологией и с начала 2000 гг. северный Таджикистан стал регионом деятельности исламских радикалов. Таджикский филиал «Хизб-ут-Тахрира» образовался в Ферганской долине, и теперь основная часть таджикских членов этой организации являются выходцами из севера. Исламисты из севера установили тесные контакты с единомышленниками из долины Каратегин и с ИДУ в Афганистане, сделав исламский радикализм такой же острой проблемой в Таджикистане, каковой она является в соседнем Кыргызстане и Узбекистане.

Ситуация с исламским радикализмом в Ферганской долине, вероятно, ухудшится после вывода войск НАТО и США из Афганистана в 2014 году. Тогда боевики из Центральной Азии, которые сейчас ведут военные действия в Афганистане, скорее всего, вернуться домой в поисках новых планов. ИДУ хочет устранить христиан и евреев и установить мировой халифат. Дестабилизация Ферганской долины является хорошим началом для экспорта исламской революции. Активная террористическая деятельность в долине может вызвать дестабилизацию в центрально-азиатском регионе и стать угрозой для России, где, как полагает ИДУ, проживают 20 млн. мусульман.

Игорь Ротарь «Jamestown», 3 октября 2012 года Перевод - «InoZpress.kg»

Оригинал статьи на английском:

jamestown.org

Предыдущая статьяТаджикско-российская «сделка»: и волки сыты, и овцы целы » Avesta.Tj - информационная служба
Следующая статьяНерешенные вопросы с Кумтором стали поводом для попытки госпереворота в Кыргызстане