CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

"Jamestown": Рахмон решил одну из стратегических "туннельных" задач Таджикистана| ЦентрАзия

8 ноября 2012

"Jamestown": Рахмон решил одну из стратегических "туннельных" задач Таджикистана

11:54 08.11.2012, ЦентрАзия

"Jamestown"

Дорожные проекты в Таджикистане влияют на стратегическую географию

27 октября президент Таджикистана Эмомали Рахмон официально открыл туннель "Шахристон", пролегающий вдоль магистрали "Душанбе-Худжант". Туннель протяженностью в 5,253 метра сокращает время, требуемое для того, чтобы добраться из столицы Душанбе во второй крупнейший город Таджикистана Худжант с 8 часов до менее 4 часов езды. Проект, который был реализован китайцами, был начат 6 лет назад и обошелся в 80 млн. долларов США. По словам пассажиров, которые недавно совершили поездку через новый туннель, помимо того, что поездка становится быстрее и безопаснее, также сокращаются затраты на 20%. Несмотря на удобства, люди, регулярно использующие дорогу, жалуются на систему пошлин по пути маршрута, которая была внедрена в 2010 году. Системой руководит международная компания "Innovative Road Solutions", но многие жалуются на коррупцию и отсутствие прозрачности в работе, а также на отсутствие альтернативных дорог на платном маршруте. Критика не ограничивается учеными мужами и недовольными потребителями. Глава антимонопольного агентства Таджикистана Амонулла Ашур даже обвинил компанию в незаконной деятельности. Несмотря на попытки улучшить транспарентность компании и подотчетность за последние два года, существование и практика пошлинной системы продолжает вызывать негодование тех, кто опекает и тех, кто живет вдоль маршрута.

Этим летом Таджикистан также подписал сделку с китайским Эксимбанком на предоставление займа в размере 50,5 млн. долларов США на строительство дороги из Душанбе в южный город Дангара. Эту дорогу будет строить китайская компания "China Road"; маршрут является частью более амбициозного проекта по улучшению дороги "Душанбе-Кулма Пасс", которая соединяет Китай и Таджикистан через Бадахшан. Помимо этого, началась работа по строительству и улучшению дорог протяженностью в 174 км, соединяющих Айни и Панджакент. Строительство дорог обойдется в 140 млн. долларов США, а Азиатский Банк Развития предоставил для проекта 100 млн. долларов США.

Учитывая гористый ландшафт, к некоторым частям долины Заравшан очень трудно, если невозможно, попасть в зимний период. В связи с этим такие города, как Панджакент становятся зависимыми от торговли с городом Самарканд в Узбекистане. Несмотря на то, что расстояние между городами составляет всего 60 км, приграничные пункты частью закрываются в результате политической напряженности между Ташкентом и Душанбе. С одной стороны, улучшенная дорога могла бы способствовать экономической взаимозависимости между Таджикистаном и Узбекистаном, что, в свою очередь, могло бы улучшить двусторонние отношения. Тем не менее, улучшенная инфраструктура в долине Заравшан и связь со всей страной также нейтрализует некоторые рычаги влияния Ташкента над Душанбе, что может подтолкнуть Таджикистан к более провокационной позиции по актуальным проблемам, таким, как права на воду и делимитация границ.

Улучшение дорожной инфраструктуры Таджикистана имеет важное значение, не только ввиду торговли и Северной сети распределения (ССП), но также ввиду воздействия на стратегическую географию и внутреннее единство Таджикистана. Несмотря на то, что Таджикистан является небольшой страной с наследием советского правления, горный ландшафт страны ограничил масштаб централизованной власти. В своей речи на открытии туннеля "Шахристон" президент Рахмон отметил один факт: "Сегодня мы построили одну-единую страну из трех разделенных частей". "Три части", о которых говорил президент - это центральный и южный Таджикистан, который включает три основных города Душанбе, Кургантеппе и Куляб; экономически развитый северный регион разграничен Ферганской долиной вместе с городами Худжант, Исфара и Истаравшан; а также горным и полуавтономным районом Бадахшан со столицей Хорог. Новый туннель обещает лучше объединить два первых региона; однако вне интеграции останется Хорог, который связан с Душанбе плохой дорогой, для преодоления которой может потребоваться три дня.

Во время вспышек насилия после гражданской войны в Таджикистане, когда требовалась внутренняя дислокация войск, военных вертолетов было недостаточно для транспортировки солдат, и армии приходилось полагаться на дороги, которые не всегда были проходимы зимой. По оценкам, таджикская армия имеет в своем распоряжении только 12 российских вертолетов Ми-8. Более того, крушение самолета с членами элитного подразделения "Альфа Груп" в 2010 году в долине Рашт вызвало сомнения в способностях воздушных сил Таджикистана.

Для сравнения, в ходе трехлетней второй чеченской войны лучше обученные и оборудованные российские войска потеряли 45 вертолетов во время горной военной кампании. Новые дороги из столицы в Худжант и Дангару также сокращают расстояние между двумя регионами, которые исторически являлись соперниками. Политическая поддержка Рахмона сосредоточена в городе Дангара в Кулобском регионе, а жители Кулоба всегда были соперниками худжантских номенклатурщиков, чье влияние резко сократилось после распада Советского Союза. Лучшая взаимосвязь между различными регионами поддерживает планы Рахмона по консолидации государства, позволяя ему меньше полагаться на местных чиновников, поскольку его способность демонстрировать силу и власть из центра возрастает.

Марк Винсон "Jamestown", 5 ноября 2012 года Перевод -

Оригинал статьи на английском:

Источник - InoZpress.kg

centrasia.ru

Предыдущая статьяИнвесторам предложили 500 месторождений полезных ископаемых: Новости экономики, 7 ноября 2012
Следующая статьяCA-NEWS: Афганистан стремится к укреплению отношений с Туркменистаном