Asia-Plus: Деньги на ветер, Или зачем таджики строят мини-ГЭС?
11:46 26.02.2013, ЦентрАзия
Деньги на ветер, Или зачем мы строим мини-ГЭС?
Практически ежегодно власти рапортуют о достижениях в использовании энергии малых рек и ручейков. За годы независимости в стране было построено более трехсот ГЭС, но на деле добрая их часть не работает.
Что это? Самообман, просчеты в проектировании или отмывание денег?
Безводный "Ширкент"
НА прошлой неделе в редакцию "АП" позвонил житель Турсунзаде, назвавшийся Акбаром, который рассказал, что помпезно запущенная два года назад к 20-летию Независимости мини- ГЭС "Ширкент" долгое время простаивает из-за отсутствия воды. "Приезжайте и убедитесь сами:".
Следуя совету, мы выехали в Турсунзаде. Первым делом зашли в местный хукумат и попросили прокомментировать этот вопрос заместителя председателя города Нурулло САФАРОВА.
- Скажу одно, - начал зампред, - на территории Турсунзаде в настоящее время функционирует ГЭС "Ширкент" мощностью в 556 кВт, а в ближайшее время будут построены и введены в строй еще две мини-ГЭС "Ширкент-2" и "Ширкент-3". Сейчас по поводу подачи электроэнергии от жителей жалоб не поступает, и все довольны. Однозначно, с электричеством у нас проблем нет.
Нет, так нет. Значит, нас ввели в заблуждение. Но чтобы убедиться в этом, мы решили все же посетить ГЭС "Ширкент", стоящий на одноименной речке в кишлаке Асбоб джамоата Работ.
Представляя ГЭС, думается, что это что-то вроде огромной плотины с ревущим потоком воды. Оказалось, совсем не так. На месте мы заметили небольшую территорию, огороженную металлической сеткой и несколько зданий чуть больше гаража. С холма протягивались две трубы, выкрашенные в синий цвет. Поднявшись наверх, увидели небольшой водоем, куда, по идее, должна была бы стекать вода с небольшого канала. Боковины канала завалены мусором и сухими листьями, что свидетельствует о том, что здесь давно нет воды. Вокруг ни души. Спустившись вниз, встретили старца. Вот он-то нам и рассказал правду о "рабочей" ГЭС.
- Я не понимаю, для чего была построена эта станция? Да, мало зимой в Ширкенте воды, тогда почему летом у нас есть свет и без нее? Хотя живем недалеко от этой ГЭС, свет получаем, как и все сельские жители Турсунзаде: по несколько часов утром и вечером. Ее еще хотели открыть в 2010 году, потом отложили открытие на 20-летие Независимости. Сейчас там никого нет, но сторож где-то здесь: Механизмы давно работают в холостом режиме, - говорит житель кишлака.
Начали и забыли :
"ШИРКЕНТ" - не единственная в республике неработающая мини-ГЭС. Так, по словам жительницы кишлака Мехнатобод джамоата Рудаки Восейского района Мисколби Саидовой, в их кишлаке в 2008 году начали строительство малой ГЭС. Обещали, что после его завершения круглый год не будет ограничений в подаче электроэнергии. Прошло шесть лет, а от этой мини-ГЭС света никто так и не увидел:
В 2009 году было завершено строительство ГЭС мощностью 200 кВт на улице "Чармгарони поен" города Куляб. По словам жителей, после открытия она проработала считанные дни:
62-летний охранник неработающей станции Тагаймурод Абдурахмонов, проживающий на этой улице, помнит, как в день ее запуска торжественно выступили председатели области и города, другие гости. Правда, 10 домов улицы, которые находятся рядом с ГЭС, получили тогда электричество.
- ГЭС проработала 14 дней, даже приняли на работу дополнительный персонал для обслуживания за агрегатом, - вспоминает Абдурахмонов. - Я, работая охранником, тогда чистил водоем, фильтры. Напряжение света было хорошим, не как сейчас. С других домов улицы начали протягивать провода, подключаться к линии. ГЭС стала не выдерживать нагрузки, и автомат станции часто отключался.
Потом ГЭС и вовсе перестала работать: агрегат мощностью 240 кВт, установленный на мини- ГЭС, требует пять кубов воды, а поступало всего три. Из-за нехватки объема воды ГЭС работу прекратила.
По словам Абдурахмонова, во времена СССР на этом же месте функционировала ГЭС мощностью 100 кВт. "Помню, в 60-е годы, когда мне было 10 лет, наша улица, молочный комбинат города и хлебозавод получали электроэнергию с этой ГЭС, - говорит он. - После распада СССР станция перестала работать, оборудование растащили, а здание выкупили, организовав там прокат машин.
При строительстве же новой ГЭС с более высокой мощностью проектировщики не рассчитали нужный объем воды.
- Проблема в том, что мощность агрегата ГЭС не соответствует имеющемуся объему воды, - говорит Мурод НУРОВ, начальник службы "Энергонадзор" Кулябского региона. - Водоем не вмещает нужное количество воды для работы ГЭС.
Последняя малая ГЭС "Хорма" мощностью 30 кВт в Кулябском регионе, по словам Нурова, была сдана в Бальджуванском районе в декабре 2011 года и проработала всего 5-6 месяцев. С апреля 2012 года "Хорма" уже не работает. Причина в илистой воде, которая поступает в агрегат и забивает его.
Всего по Кулябскому региону насчитывается 20 мини-ГЭС мощностью от 5 до 200 кВт. Из них работают всего 13. Строительство еще двух миниГЭС не закончено.
К чему "стахановские" вершины?
ПО данным Минэнергопрома, в прошлом году заработали 17 новых малых ГЭС, совокупная мощность которых составляет свыше 1,8 тыс. кВт. Правительство страны заверяет во всеуслышание, что, работая в области малой энергетики, мы поступательно двигаемся к энергонезависимости. Однако в реальности это не совсем так.
Минэнергопром в своем Интернет-ресурсе указывает, что "для освоения энергии малых рек в республике разработана и принята правительством "Долгосрочная Программа строительства малых электростанций на период 2009-2020гг.", согласно которой, предусмотрено строительство 189 малых ГЭС общей мощностью 26,8 МВт. Правительство Таджикистана прилагает значительные усилия по освоению гидроэнергетических ресурсов, рассматривая это направление в качестве средства удовлетворения потребности страны в электроэнергии, а также увеличения объемов ее экспорта...".
Но глава Агентства по строительству и архитектуре при правительстве РТ Абдували КОМИЛОВ в январе этого года на пресс-конференции в Душанбе заявил, что некоторые малые ГЭС построены в таких местах, где в зимний период вообще нет воды.
- В прошлые годы были допущены просчеты во время проектирования данных объектов, - сказал он. - Некоторые из них возведены в местах, где вода течет только летом, когда электроэнергия в республике и так в избытке. Зимой же, когда ощущается нехватка электричества, эти станции не работают из-за отсутствия достаточного объема воды. Это, конечно же, просчет наших специалистов, и мы постараемся исправить эти ошибки. Мы уже начали вводить корректировки в проектах таких станций, в частности, в Раштском и Шахринавском районах РРП.
Как сообщили "АП" в отделах энергетики и промышленности Согдийской и Хатлонской областей, согласно плану строительства малых и средних ГЭС в Согде, в период с 2009-2011гг. было запланировано строительство 15 малых (до 100 кВт) и средних (от 100 кВт) ГЭС в сумме выработки электроэнергии 12,9 МВт. К этому времени было построено 27 ГЭС, но в сумме выработка электроэнергии составила всего 6,5 МВт.
Причину такой "недостачи" главный специалист отдела хукумата Согдийской области Набиджон ДЖАБОРОВ объяснил тем, что не были построены такие ГЭС в районах, как "Хитой" в Дж.Расуловском (3 тыс. кВт), джамоате Лакон г. Исфара ( 2,5 тыс. кВт) и "Паструд" в Айнинском (1,5 тыс. кВт).
За этот же период в Хатлоне сданы в эксплуатацию 19 различных малых энергостанций, из которых 15 - мини-ГЭС, 3 - солнечных энергостанций и один ветряной двигатель.
Альтернативы не срабатывают:
СЕГОДНЯ наконец-таки уяснили, что строить ГЭС там, где нет воды в зимнее время бесполезно:
Значит, нужна альтернатива. Не так давно среди специалистов обсуждался вопрос об использовании иных ресурсов, таких, как ветряные электростанции (ВЭС) или солнечные батареи. Но при установлении ВЭС также приходится сталкиваться с трудностями. И здесь выявляется отсутствие специалистов и непрофессиональный подход к делу.
К примеру, в Бальджуванском районе на январской пресс-конференции по итогам года был затронут вопрос о ветряных ЭС и их мощностях. По словам Фаттоха АМИНОВА, председателя хукумата района, мини-ВЭС в районе были установлены, но свет так и не дали: нет специалистов по их обслуживанию:
Как говорит председатель Кулябского управления по энергосетям Мирзо ИСМОИЛОВ, всего по Кулябской группе районов с их участием установлено три мини-ВЭС мощностью по 20 кВт каждая. Станции установлены в кишлаках Гулшан Фархорского, Дараи об Шуроабадского и в центре Бальджуванского районов.
- Но они так и не заработали по причине слабых ветров. Может быть, в весенние и летние месяцы ветра будут посильнее, - предполагает Исмоилов.
Всего по Кулябской группе районов установлено 10 мини-ВЭС с низкими мощностями. Но на данное время из них работают лишь пять.
"Барки точик": "Хотите поддержки, подключайтесь к нам"
МЕЖДУ ТЕМ, в энергохолдинге "Барки точик" нам озвучили совсем иную информацию по мини-ГЭС. Так, пресс-секретарь компании Нозирджон ЕДГОРИ заявил, что относительно ГЭС "Ширкент", которая находится в их подчинении, у нас "неправильная информация". По его словам, гидроузел функционирует на постоянной основе с момента ввода в эксплуатацию в 2011 году. С начала текущего года ГЭС произведено 142 тыс. 878 кВт/ч.
- Все остальные названные вами ГЭС не подчиняются "Барки точик". В ведении госэнергохолдинга находятся всего пятнадцать мини-ГЭС, и все они функционируют бесперебойно, - заявил он. - Кроме трех - "Дижик" в Айнинском, "Хазора-1" Варзобском и "Хорма" в Бальджуванском районах, работа которых временно приостановлена по техническим причинам.
"Все остальные существующие в стране ГЭС - негосударственные, и являются частной собственностью, поэтому они не включены в единую энергосистему, - говорит Едгори. - Для того чтобы они функционировали постоянно и бесперебойно, имели техническую поддержку, конечно, если сами захотят того, энергохолдинг готов включить их к своим сетям. К примеру, все мини-ГЭС, находящиеся в подчинении "Барки точик", произвели в 2012 г. 4 млн. 476 тыс. 722 кВт/ч электроэнергии, что больше, по сравнению с 2011 годом, на полтора млн. кВт/ч".
Вместо резюме:
МЕЖДУ ТЕМ, член Комитета по энергетике, промышленности, строительству и коммуникации нижней палаты парламента Шоди ШАБДОЛОВ сказал "АП", что почти половина построенных в республике малых ГЭС сегодня не действует.
- Проблема в том, что многие недобросовестные люди, получив гранты от международных организаций, устанавливают устаревшее, изношенное оборудование, которое быстро выходит из строя. К примеру, в Гарме построили малую ГЭС за счет гранта одной международной организации в ущелье, где нет воды вообще, - отметил депутат.
По словам собеседника, мини-ГЭС строились с грубейшими нарушениями и даже из подручных материалов. Было выявлено множество нарушений. В соответствии с нормами Закона "Об использовании возобновляемых источников энергии" Минэнергопром, Госстандарт, экологические службы начали проводить мониторинг деятельности и соответствия стандартам малых электростанций. После детального изучения будут приниматься соответствующие решения о судьбе той или иной малой ГЭС. В случае несоответствия их будут либо модернизировать, либо им вообще запретят работу.
- Производить расчет для строительства места возведения малых ГЭС нужно не спонтанно, а на основании обоснованных расчетов проточности воды в зимний период, - говорит энергетик Камолидин СИРОЖИДИНОВ. - У нас же это делается совсем по-иному. Не учитывают и илистость воды, которая приводит к быстрой поломке и выходу из строя комплектующих деталей. Для этого нужно предусматривать отстойники и дополнительное оборудование. Малые ГЭС можно возводить там, где круглогодично есть проточная чистая вода, к примеру, в Зеравшанской долине.
Заслуженный энергетик РТ Умар ГУЛМИРЗОЕВ сообщил, что малые гидроузлы у нас часто возводятся лишь на основании фотоснимков, сделанных с вертолетов:
- Две функционирующие ГЭС в Зидди, согласно их годовому отчету двухлетней давности, дали выработку электроэнергии в 12 тысяч кВт в год. Это равно годовому расходу электроэнергии одной семьи: Куда это годится?
Да, есть и удачные проекты мини-ГЭС. К примеру, "Марзич" в Айнинском районе, хотя и она работает с переменным успехом. В первую очередь, нужна организация или структура в составе, допустим, Минэнерго, которая должна полностью контролировать систему малой энергетики страны. Допустим, в Норвегии вся энергосистема работает на гидроресурсах, и именно в отдаленных от основной системы регионах возводят малые ГЭС.
Эксперт Бахром СИРОДЖЕВ также считает, что малые ГЭС должны возводиться в отдаленных от основной энергосети местностях. В случае с "Ширкентом" она входит в зону единой сети. Это неправильное расходование денежных средств или попросту их отмывание.
- Спонтанное строительство малых ГЭС обуславливается отсутствием контроля и полной информации об энергосистеме страны, сведений о проточности воды в той или иной местности в разный период года и т.д. Кроме того, в стране нет единого органа, контролирующего деятельность по проектированию и строительству малых гидроузлов и энергосистем. И наконец, в нововозведенных ГЭС у нас нет квалифицированных специалистов, которые могли бы обеспечить нормальное, бесперебойное их функционирование, - утверждает Сироджев.
По данным Агентства по статистике при президенте РТ, на 1 февраля текущего года количество малых ГЭС в Таджикистане составило 305 с общей мощностью свыше 25,5 тыс. кВт.
Из общего количества малых гидроузлов, по данным этого ведомства, в настоящее время функционируют только 202 (более 19,8 тыс. кВт), остальные 103 (более 5,7 тыс. кВт) - не работают.
25.02.2013
Источник - Asia-Plus