CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Казахстан: Тони Блэра критикуют за потакание Астане

16 ноября 2013

Действующий на тот момент премьер Великобритании Тони Блэр (справа) приветствует президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в своей резиденции на Даунинг-стрит (середина ноября 2006 г.). Завершив свой срок на посту премьер-министра, Блэр согласился поработать политическим консультантом правительства Казахстана, заключив, по некоторым утверждениям, контракт на сумму в 25 млн долларов. (Фото: Аластер Грант/Getty Images)

НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Чуть более двух лет тому назад британский экс-премьер Тони Блэр записался в политические консультанты правительства Казахстана. Наличие у него достижений на поприще советника этой центральноазиатской республики было и остается яблоком раздора. Одно неоспоримо - что послужной список Казахстана в области демократии сегодня гораздо хуже, чем когда г-н Блэр приступал к своим обязанностям.

По имеющимся сообщениям, договор на оказание консультационных услуг на многие миллионы долларов, заключенный с Блэром в октябре 2011 года, пару недель назад истек. Его аппарат не уточняет, был ли возобновлен этот договор. Кроме того, представители Тони Блэра отрицают, что сумма контракта составила 25 млн долларов, и настаивают, что лично экс-премьер ничего в финансовом отношении не приобрел от этого соглашения, а полученные от Казахстана деньги пошли на общественные и благотворительные цели на африканском континенте.

Правозащитников не удовлетворяют подобные объяснения, они обвиняют Блэра в том, что тот обеспечил политическое прикрытие наступлению казахстанских властей на основополагающие права и свободы. «Мы не зафиксировали никаких ощутимых положительных сдвигов в сфере соблюдения прав человека в результате двухгодичной деятельности Тони Блэра, и никакой информации об этом к нам не поступало», - сообщил EurasiaNet.org Хью Уильямсон (Hugh Williamson) из правозащитной организации «Хьюман Райтс Вотч».

Фирма Tony Blair Associates стала подвергаться критике почти сразу же после заключения договоренности с администрацией президента Нурсултана Назарбаева. Критики обвинили Блэра (прозванного в Великобритании «мастером пиара» за его способность работать со СМИ) в приукрашивании имиджа центральноазиатского автократа.

30 октября «Хьюман Райтс Вотч» опубликовала обмен корреспонденцией с офисом Тони Блэра, в котором правозащитная организация просила обратить внимание на «серьезную озабоченность в связи с правозащитной ситуацией» в Казахстане ввиду «нежелания» самой Астаны заняться этой проблемой.

«В последние два года отмечается заметный регресс в соблюдении таких фундаментальных свобод, как свобода совести, собраний, объединений, слова, а также свобода от пыток и право на беспристрастное судебное разбирательство», - писала «Хьюман Райтс Вотч» в адрес аппарата Блэра в декабре 2012 года.

В ответ команда Блэра признавала, что «следует еще много сделать на длинном пути к демократии и правам человека» в Казахстане, решительно отстаивая при этом репутацию Астаны во всем, начиная с отказа от арсенала ядерного оружия в 1991 году вплоть до сотрудничества с Западом в сфере безопасности по Афганистану.

Превознося Казахстан как «надежного союзника Запада, поддерживающего при этом добрые отношения с Востоком», авторы письма добавляли: «Нам известно о наличии обеспокоенности в связи с правозащитной ситуацией, но это как раз свидетельствует о том, что это страна, которая занимает позитивные лидирующие позиции по многим вопросам, имеющим основополагающее значение для всего мира в этом действительно сложном регионе».

Подобные аргументы вторят извечной мантре Астаны, что Казахстан является молодой, «развивающейся демократией». Как сформулировал в апреле Нурсултан Назарбаев (наделенный в своем отечестве статусом «лидера нации» в обстановке активно формирующегося культа личности), «демократия и свобода, которая есть на Западе, [:] для нас это конечная цель, а не начало пути».

Правозащитники считают, что подобные разговоры маскируют нежелание проводить значимые реформы. Консультации Блэра, похоже, имеют своей целью скорее продвижение «образа одного человека - действующего президента», чем реформ, отмечает лидер оппозиции Амиржан Косанов.

По словам активистов гражданского общества Казахстана, с того момента, как Тони Блэр приступил к консультированию Астаны, на них стало оказываться все усиливающееся давление в рамках наступления, начавшегося после трагических событий в богатом нефтью западном Казахстане 2011 года, унесших жизни 15 гражданских лиц под пулями сотрудников правоохранительных органов, открывших огонь по участникам забастовки нефтяников, вылившейся в массовые беспорядки.

Принимая на себя долю ответственности, власти основную ее часть возложили на своих политических противников. Лидер оппозиции Владимир Козлов и руководители стачки были брошены за решетку по обвинению в разжигании беспорядков. Возглавляемая Козловым партия «Алга!» и десятки критически настроенных СМИ были закрыты.

Результат этого давления, как сказала EurasiaNet.org журналистка Оксана Макушина (являвшаяся заместителем редактора одной из закрытых газет, «Голоса республики»), был «плачевным», и выразился он в том, что теперь «на рынке Казахстана нет оппозиционной прессы, как, впрочем, и нет оппозиционных [политических] сил». Работу же Тони Блэра журналистка называет «лоббистскими уловками».

Тони Блэр несколько раз публично все-таки заговаривал о необходимости реформирования. Например, в своем прошлогоднем выступлении перед студентами Назарбаев Университета в Астане он сказал: «Сложившееся положение вещей - не вариант».

«Нужно развивать соответствующие механизмы парципаторной демократии», - добавил он, призвав формировать «конкурентоспособные политические партии; свободную, но при этом ответственную прессу; укреплять приверженность с большим трудом завоеванной Казахстаном репутации в сфере веротерпимости; проводить в жизнь судебные и другие реформы в целях укрепления законности и правопорядка; и бороться не только с коррупцией, но и с системой, которая содействует ее сохранению в таких областях, как государственные закупки».

Подобная риторика приветствуется, но многие в Казахстане хотели бы видеть более зримые подвижки на демократическом пути. «Результатов работы господина Блэра как советника Назарбаева я не видела», - сказала EurasiaNet.org супруга Владимира Козлова Алия Турусбекова. «И точно не увижу», - пессимистически добавила она.

11 ноября Алия Турусбекова навестила своего мужа в колонии в Петропавловске, что в 1700 км от их родного города Алматы, в которой она обнаружила, что супруг - как она написала в Facebook - содержится в обстановке «жесткого морального прессинга» и «полной изоляции». Три месяца назад Владимир Козлов обратился с просьбой перевести его в колонию поближе к дому (на что он имеет законное право), чтобы находящейся в положении супруге было легче его навещать, однако ходатайство заключенного осталось без ответа.

Международное сообщество продолжает выражать обеспокоенность в связи с делом Владимира Козлова. В апреле Европарламент принял резолюцию (проигнорированную Астаной), в которой призвал освободить из-под стражи его, а также «всех лиц, осужденных на основании невнятных уголовных обвинений, которые можно считать политически мотивированными».

Учитывая выражаемую на международной арене озабоченность, не думает ли Алия Турусбекова, что Тони Блэр негласно продвигает дело ее томящегося в заключении супруга? «Сомневаюсь, что Блэра вообще беспокоит судьба Владимира Козлова, а значит, он не будет что-то советовать Назарбаеву по поводу него», - полагает она.

Джоанна Лиллис

eurasianet.org

Предыдущая статьяТретий сектор в Таджикистане: зависимость от доноров и борьба за гранты
Следующая статья"Ядерный удар" по сирийскому урегулированию