В Душанбе по инициативе Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан состоялось заседание "круглого стола", где в числе других вопросов обсуждалась целесообразность возобновления школьных занятий по истории ислама. Предмет "Маърифати исломи" ("Познание ислама") был внесен в школьную программу в 2009 году и преподавался учащимся 8-х классов общеобразовательных школ с целью повышения осведомленности молодых мусульман о своей религии, избавления их от влияния нетрадиционных для Таджикистана течений ислама.
В январе 2011 года Минобразования РТ приняло решение исключить данный предмет из школьной программы, увеличив количество часов по дисциплине "История таджикского народа", в рамках которой учащиеся изучали историю ислама. Мера объяснялась большой загруженностью учеников, нехваткой квалифицированных педагогов и учебной литературы в данной области, и не имела политической подоплеки. Министр образования не исключил возможности возобновления предмета года через четыре. Час "Х" настал, и вновь на повестке дня вопрос: знакомить ли младших школьников с настоящей историей ислама как с частью культуры таджикского народа?
Ряд экспертов считают, что сегодня, когда усилилось влияние различных экстремистских религиозных группировок на массовое сознание, и с каждым днем увеличивается количество местных рекрутов в рядах "Исламского государства": "Если у детей не будет представления об истинном исламе, радикальные группировки смогут легко вербовать их уже в подростковом возрасте". Основной причиной участия молодых таджикистанцев в сирийском конфликте называется недостаток соответствующих знаний: "Молодой человек, имеющий хорошее религиозное понимание, никогда не поедет участвовать в таком конфликте".
Неприятие и критика
Несмотря на то, что 99% жителей РТ мусульмане, в обществе сложилось неоднозначное отношении к активизации религиозных институтов. Большинство граждан против создания в стране исламской республики и выступают за сохранение светского строя. Мусульманское духовенство ассоциируется у населения (особенно у городского) с войной и насилием. В экспертных кругах также существуют опасения и сомнения относительно того, не ведется ли целенаправленная подпольная подрывная работа против государства реакционными экстремистскими группировками, с намерениями использовать ими образовательные учреждения в политических, антигосударственных целях. Появление школьной дисциплины "Познание ислама" с самого начала вызвало отрицательную реакцию правозащитников, которые заявили о нарушении прав представителей религиозных меньшинств, проживающих в Таджикистане: "Когда наши дети будут знать историю всех религий, они сами выберут для себя, что правильно, что нет. Будут знать все ценности и самостоятельно определятся, что для них ближе. Это их личный, а не навязанный выбор". Недовольство выказывали и сами мусульмане, но с точки зрения того, что из-за нехватки богословов основам ислама школьников обучали филологи, историки и востоковеды, не имеющие отношения к теологии. В целом, общество оказалось не готово к подобным нововведениям. Большинство родителей, воспитанных в СССР в духе атеизма, твердо поддерживают конституционную норму "религия отделена от государства" и не готовы согласиться на посещение их детьми уроков по истории ислама, тем более, если занятия будут проводить муллы, даже высшего разряда.
Крайне заинтересованные лица
Как не превратить уроки религиоведения в палку о двух концах, сделать их полезной прививкой от вируса радикализма? Не являются ли предложения о теологической школьной программе - "троянским конем" местных исламистов, потерпевших фиаско на парламентских выборах, которые "не мытьем, так катаньем" массово стремятся попасть в госструктуры? В свое время именно ПИВТ первой выступила с предложением о введении в школьную программу обязательных уроков по изучению религии. Заместитель председателя партии М.Хаит таким образом уже пытался пристроить своих однопартийцев: "Многие члены исламской партии имеют высшее образование и готовы преподавать религиозный предмет". Хотя сама идея о сотрудничестве правительства и религиозных деятелей в противостоянии радикализму может быть продуктивной для безопасности народа и государства, крайне навязчиво в ходе заседания "круглого стола" прозвучало предложение журналиста Абдумуталлиба Шарипова о том, что "в борьбе с радикализмом и экстремизмом властям Таджикистана смогут помочь братья Тураджонзода, а также ПИВТ". Здесь усматриваются корыстные интересы и обеспокоенность ПИВТ собственным будущим. Но общественности известно, каких конкретно учеников и чему обучал самый известный из названных братьев в годы гражданской войны 90-х гг., и как бесславно закончили они свой жизненный путь.
Можно, но осторожно
Внедрению любого предмета в школьную программу предшествует большая работа по подготовке кадров, созданию материально-технической базы, дополнительному финансированию. Введение системы преподавания истории религии обойдется госбюджету в дополнительные миллионы сомони. Переподготовку должны будут пройти тысячи учителей.Ранее, в связи с новым учебным предметом, 400 преподавателей литературы и общественных наук средних школ прошли обучение на базе Душанбинского педуниверситета им.Айни. Таким образом, Минобразования решило избежать проникновения в школы случайных или наоборот внедренных людей, которые могут заниматься религиозной агитацией.
Несмотря на уверения представителей мусдуховенства, что в Таджикистане большое количество благочестивых и высокообразованных исламских духовных лиц, вопрос о целесообразности привлечения даже самых грамотных богословов в светские общеобразовательные школы должен обсуждаться особо широко. На начальном этапе предмет могут преподавать эрудированные кадры, знающие не только саму религию, но имеющие светское образование и воспитание. В будущем вопрос может решаться за счет выпускников Исламского университета страны, после их тщательного отбора и проверки, чтобы оградить учеников от контактов с религиозными радикалами.
Необходимо четко определить название школьного предмета, имеющего только общеобразовательную цель, разграничить понятия о преподавании истории религии, обучении канонам ислама, богословию и вовлечению в религию. Для желающих получать теологическое образование в Душанбе функционируют Исламский университет и Исламская гимназия.
Историю ислама (и, возможно, иных религиозных культур) целесообразно преподавать в рамках школьной общеобразовательной программы не как самостоятельную дисциплину в чистом виде, а именно в контексте духовно-нравственного воспитания. Соотносить историю ислама с современностью. Эта общеобразовательная программа может войти в необязательную, факультативную часть учебного плана, которая не предусматривает проведения итоговой аттестации (зачета, экзамена). Необходимо вырабатывать единый учебный план и методические пособия, определить четкие цели и задачи нового предмета. Создать редакционную коллегию по подготовке учебника "Основы исламской культуры" для средней школы, куда войдут как теологи, так и научные работники, педагоги светских учебных заведений.
Полезно учитывать практику других стран. Например, опыт России, где на альтернативной основе в школьную программу был введен курс "Основы мировых религий". Для тех, кто от религиозных уроков отказался, был предусмотрен курс "Светская этика".
Первоначально новый образовательный стандарт может быть опробован как экспериментальный проект в части школ, в отдельных регионах. По итогам эксперимента, наработанная практика может быть распространена на всю страну. Полезно проанализировать опыт посещения легальных воскресных школ (не мечети!), куда дети ходят по желанию.
Стоит крайне осторожно подходить к обсуждаемому вопросу, так как некомпетентное обучение основам религии, ее истории может привести к раздору между учениками (например, суннитами и шиитами). Необходим жесткий контроль, особенно в сельской местности, чтобы не превратить школьные уроки в религиозную агитацию, шарлатанство и мракобесие.
Тамара Обидова, преподаватель