На основании экономической статистики эксперт Агнус Мэдисон из Международного валютного фонда оценил экономическое развитие 15 республик бывшего СССР за последние 23 года. "Чемпионом" оказалась Эстония. Аутсайдером, занявшим последнюю 15-ю строчку - Таджикистан.
Взвешенный интегральный показатель экономики Таджикистана составил 33,8 баллов, что по сравнению с непревзойденным лидером Эстонией, у которой 6,8 баллов, отстает примерно в 5 раз. ВВП Таджикистана с точки зрения покупательной способности населения на душу населения в год составляет 2 677 долларов - самый низкий показатель на всем постсоветском пространстве. Для сравнения, в Эстонии и Литве этот показатель в 10 раз выше и соответственно 26 555 и 26 700 долларов.
МФВ не детализирует причины бедственного состояния социально-экономической сферы республики. Автор доклада лишь в одном эпизоде упоминает, что экономика Таджикистана страдает от таких проблем, как коррупция, низкое управление государством, дефицит электроэнергии. Но "голые" цифры и факты, которые приводит эксперт - это своего рода обличительный приговор правящему режиму президента Эмомали Рахмона, который за два десятилетия правления не смог выработать экономическую повестку по возрождению страны и переходу ее народнохозяйственного комплекса на путь динамичного развития.
ВВП Таджикистана в 2014 году составил 45 млрд сомони - чуть больше $8 млрд. Годовой бюджет республики равен примерно $3 млрд. Из России в Таджикистан от трудовых мигрантов поступило более $4 млрд. Внешняя торговля Таджикистана в год составляет $4 млрд. Однако разница между экспортом и импортом резко отрицательна, импорт Таджикистана в 4 раза превышает его экспорт. Более 90% товаров на рынки Таджикистана поступают из-за рубежа. Завозится все, от спичек, масла, макарон и мяса, и даже кончая тюбетейками. О продукции, производство которой представляется сложным, такой как автомашины, телефоны и компьютеры, говорить не приходится. Их производство в Таджикистане представляется фантастикой.
Но это, как говорится, еще не "копец". Усиливающиеся негативные тенденции в развитии внутриполитической ситуации в Таджикистане обусловлены прогрессирующим недовольством и разочарованием населения курсом государственного управления правящей элиты. Так, экономические потери из-за зимних холодов оцениваются в более чем $1,8 млрд. За последние два года в 1,5 раза вырос размер внешнего долга, превысивший отметку в $2,2 млрд. При этом в 2,5-3 раза увеличились цены на основные виды продовольствия, товары народного потребления.
Продолжается процесс социального расслоения общества. Представители власти в центре и на местах не имеют должной компетенции для решения назревших социально-экономических проблем. Ситуация усугубляется отсутствием в стране сильной вертикали власти, что приводит к срыву или элементарному саботажу решений правительства, направленных на улучшение качества жизни населения.
Большинство жителей республики считают, что борьба с наркобизнесом, преступностью, незаконным обогащением чиновников всех уровней ведется только для проформы, а рост этих негативных явлений все чаще увязывается не столько с бездействием, сколько с прямой причастностью к ним представителей властных структур.
На этом фоне пока эпизодически в различных уголках страны возникают стихийные акции протеста. В середине января было массовое народное выступление в г.Хорог, где дело дошло до применения огнестрельного оружия. По некоторым данным, один из неформальных лидеров автономии М.Мамадбокиров недавно провел встречу с местными старейшинами и обсудил с ними вопрос возобновления в ближайшее время митингов с привлечением, женщин, стариков и детей, а также призвал население к неповиновению органам власти. Что будет, когда реальная оппозиция "повзрослеет" и начнет объединяться, привлекая на свою сторону бывших полевых командиров, не утративших авторитет среди своих односельчан, предсказать сложно.
Зато о падении авторитета президента Рахмона и возрастании социальной напряженности в таджикском обществе свидетельствуют участившиеся чрезвычайные ситуации в республике. В том числе официально не опровергаемые сведения о регулярных конфликтах в президентской семье, происходящих на почве раздела имущества. В этих условиях в поведении и действиях президента Таджикистана все сильнее проявляются признаки растерянности и неадекватности. Его последние поездки по регионам и транслируемые по телевидению показательная "порка" местных руководителей уже не дают эффекта. Участившиеся случаи противостояния между центральными властями и региональными элитами указывают на то, что Рахмон все меньше контролирует обстановку в стране, которая, скорее всего, станет еще более неуправляемой по мере разрастания кризисных тенденций в национальной экономике.
Н.Истамов