инженеров ДКБ
//GazetaSNG.ru// Павел Мартынов Сенсационное по своей откровенности заявление одного из американских сенаторов о том, что Вашингтон имеет долгосрочные интересы в Центральной Азии, наделало много шума в Москве, у которой не осталось уже сомнение, что США намереваются размесить в регионе свои постоянные базы. Немного успокоить Кремль вызвался командующий военной операцией в Афганистане американский Томми Фрэнкс. Он решил поездить по Центральной Азии, уже побывал в Ташкенте и Бишкеке, и собирается в Душанбе.
Сориентировавшись на местности, американский генерал заявил, что хоть США и стягивают в регион тысячи военнослужащих и десятки самолетов, но создавать постоянно действующие военные базы они здесь не собираются. Однако успокоительно в словах Фрэнкса мало. «Хоть горшком назови» свое военное присутствие, ни его смысл, ни его форма не изменятся. Тем более что генерал сам оговорился: «Если нам потребуется остаться здесь на какое-то время, мы обсудим этот вопрос с руководством стран региона, чтобы, если борьба с терроризмом потребует того, мы могли бы иметь здесь свои объекты для ведения успешной борьбы с терроризмом в будущем».
Поэтому в Москве строят планы «адекватного ответа». Одним из первых по традиции откликнулся директор Института СНГ Константин Затулин, завивший, что Россия должна использовать имеющиеся у нее возможности в рамках СНГ для ограничения пребывания военного контингента США и его союзников в Средней Азии. Под «возможностями в рамках СНГ» Затулин подразумевал изобретенные Россией же структуры, в частности Договор о коллективной безопасности (ДКБ), членами которого являются две из трех стран, где уже разместились американские военные.
Между тем к своей десятой годовщине, которая, видимо, не слишком торжественно будет отмечаться 15 мая, военно-политическая организация, включающая Россию, Армению, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Белоруссию, идет медленно и печально. То, что ДКБ далек от совершенства доказывает факт отказа от его пролонгации Грузии, Азербайджана и Узбекистана. И до и после их выхода документ пытались модернизировать, но вполне безуспешно. Теперь же ходят упорные слухи, что за хорошие деньги узбеки и киргизы могут поступиться принципами ДКБ и отказаться от согласованных действий, которые когда-то обязались предпринимать в интересах обеспечения коллективной безопасности.
Теоретически государства-участники ДКБ не имеют права вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств. Но, если верить США, собирающимся подключить к «антитеррористической коалиции» страны Центральной Азии, без участия в группировках не обойтись. Тем более, что Киргизия, например, однажды уже продемонстрировала, что может проигнорировать декларации о коллективных действиях, когда, несмотря на свое участие в «Таможенном союзе», вступила в одиночку во Всемирную торговую организацию.
Первая статья ДКБ гласит: «В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых намерений в настоящий Договор». Пока, насколько нам известно, никаких консультаций не проводилось.
Вторая статья требует от участников консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовать по этим позиции. Таких консультаций тоже не проводится. А в статье восьмой «государства-участники обязуются не заключать международные соглашения, не совместные с настоящим Договором». Кто и когда будет устанавливать эту совместимость? Возможно, инженеры ДКБ уже опоздали.