глав МИД обсуждают статус Каспия
Вчера в Москве открылось рабочее совещание пяти прикаспийских государств - Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении. Открывая совещание, замглавы МИД РФ Виктор Калюжный выразил осторожный оптимизм по поводу перспектив достижения соглашения по статусу Каспия. По мнению экспертов, саммит пяти прикаспийских государств может состояться уже в этом году.
Суть каспийской проблемы заключается в том, что международно-правовой статус моря до сих пор не определен и на сегодняшний день регулируется двумя давно устаревшими договорами: российско-персидским от 26 февраля 1921 года и советско-иранским от 25 мая 1940 года. После распада СССР встал вопрос о разделе Каспия между новыми государствами.
На сегодняшний день более или менее согласованы позиции России, Казахстана и Азербайджана: дно делится на национальные сектора по так называемой срединной линии, вода остается в общем пользовании. Иран, владеющий всего 13% береговой линии, требует разделить Каспий на равные сектора - по 20% каждой из стран. При этом Иран выступает против любых двусторонних договоренностей, настаивая на многостороннем формате будущего соглашения. Туркмения до последнего времени склонялась скорее к иранской точке зрения. Кроме того, сохраняются разногласия между Азербайджаном и Туркменией по вопросу о принадлежности конкретных нефтеносных участков дна.
Очередной саммит по проблемам Каспия должен был состояться еще в марте прошлого года в Ашхабаде. Однако отсутствие согласия между прикаспийскими государствами привело к тому, что саммит неоднократно откладывался, и на сегодняшний день дата его проведения не определена. Точно так же переносились и рабочие совещания на уровне заместителей министров иностранных дел.
В ходе визита в Москву президента Туркмении Сапармурата Ниязова в начале этой недели проблема Каспия, естественно, стояла в центре внимания. России важно было уговорить Туркменбаши согласиться с общей позицией трех прикаспийских государств СНГ. Это позволило бы выступить «единым фронтом» против Ирана, который таким образом оказался бы в изоляции. Дело в том, что предложение Ирана поделить море на равные сектора не только невыгодно в экономическом отношении (прежде всего для Казахстана и России, владеющих самой длинной береговой линией), но и создает опасный прецедент. Фактически это был бы первый в постсоветской истории случай сдачи территории иностранному государству.
Хотя заявлений о конкретных договоренностях по Каспию не прозвучало, Туркменбаши начал понимать, что не сможет долго настаивать на своей исключительности. Во всяком случае, президент России заявил, что позиции сторон сближены, а в совместном коммюнике содержится призыв к скорейшему определению международно-правового статуса Каспийского моря.
При этом Москва явно решила выступить в качестве посредника в решении территориального спора между Туркменией и Азербайджаном. Об этом говорит тот факт, что сегодня, через три дня после окончания визита Туркменбаши, в Москву с визитом прибывает президент Азербайджана Гейдар Алиев. Все это дало основания замглавы МИД РФ, спецпредставителю президента по вопросам Каспия Виктору Калюжному заявить вчера при открытии рабочего совещания, что прикаспийские страны находятся на пути к урегулированию статуса моря. Как отмечают эксперты, саммит пяти прикаспийских стран может наконец-то состояться в этом году.
Борис Волхонский Коммерсант 24 Jan 2002