CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

gzt.ru

Куда ни воткнешь палку, везде идет нефть или газ

11 марта 2002

Давыдова

"Куда ни воткнешь палку, везде идет нефть или газ" Туркменбаши запускает трубу в обход России Президент Туркмении Сапармурат Ниязов и глава временного правительства Афганистана Хамид Карзай реанимируют грандиозный проект - строительство трансафганского газопровода, рассчитанного на поставки туркменского газа в Пакистан через территорию Афганистана. "Мы готовы хоть сейчас начать прокладку газопровода", - заявил после переговоров с афганским лидером президент Туркмении. Осталось найти около 2 млрд долларов - и тогда туркменский газ сможет выйти на мировой рынок в обход России. Нам это грозит потерями от снижения цен на газ на внешнем рынке и потерей 30 млрд. кубометров газа на внутреннем рынке, которые восполнить нечем.

"Туркменская земля - куда ни воткнешь палку, везде идет нефть или газ! Поэтому мне не нужны зарубежные инвестиции. Покажут немного денег, а потом будут выкачивать наши богатства", - это резюме, брошенное туркменбаши Сапармуратом Ниязовым в сторону иностранных инвесторов, могут припомнить ему сегодня.

Ашхабад намерен привлечь 2 - 2,5 млрд долларов иностранных инвестиций. Об этом стало известно после переговоров 7 марта в Ашхабаде между Сапармуратом Ниязовым и главой временной администрации Афганистана Хамидом Карзаем. Деньги нужны на прокладку трансафганского газопровода, рассчитанного на поставки туркменского газа в Пакистан через территорию Афганистана.

Трубы горят "Мы готовы хоть сейчас начать прокладку газопровода", - заявил Ниязов. По его словам, месторождения, с которых газ пойдет по трубопроводу, уже готовы к эксплуатации. У Туркмении, по словам ее лидера, "есть возможность подавать по этой ветке от 60 до 100 млрд кубометров ежегодно". В ходе его переговоров с Карзаем стороны пришли к согласию в том, что 12% объема газа, который будет транспортироваться по будущему трубопроводу, должно резервироваться за Афганистаном. На строительство требуется 2 млрд долларов, а в случае продолжения трассы до Индии - еще 500 млн.

Мечта о "газовом Кувейте" Идея строительства газопровода родилась в Ашхабаде еще в начале 90-х. Тогда обретшая независимость Туркмения заявила об амбициях стать чуть ли не "газовым Кувейтом": объемы доказанных запасов природного газа оценивались руководством страны чуть ли не в 30% от мировых. Выгодно "пристроить" газ всегда мешала проблема с транспортировкой. Трубопроводы, по которым можно экспортировать его на Запад, проходят через Россию - крупнейшего экспортера газа в СНГ. Российский же монополист "Газпром" не заинтересован в конкуренции, поэтому туркменский газ на западные рынки не поставляется. Тогда у Туркменбаши возникла мысль об альтернативном газопроводе - до Индийского океана, откуда туркменский газ можно было бы поставлять на азиатские рынки.

Первая попытка Схему газопровода в 1994 году разработала аргентинская компания Bridas. По трубе длиной 1300 км предполагалось прокачивать более 1 млрд кубометров газа в день. Обсуждалась возможность и ответвления на Индию: страна с населением более миллиарда человек представляет собой завидный рынок. Большой интерес проявил и Китай, но проекту не суждено было сбыться. Президент Туркмении Сапармурат Ниязов решил, что подлинным гарантом проекта могут стать только США. Ему удалось найти американскую компанию - техасскую Unocal. Она получила 54% акций консорциума. Но в 1996 году талибы вошли в Кабул, а спустя год они контролировали уже до 90% территории страны. Участникам консорциума не удалось договориться с новым партнером, и в 1998 году американская компания вышла из проекта.

Впрочем, существует и другая точка зрения. "Unocal не стремилась реализовать проект, так как Центрально-азиатский газопровод политически был невыгоден США. В случае его постройки Вашингтон не смог бы контролировать огромные объемы экспорта газа", - сообщил источник в российском МИДе.

Туркменбаши никого не обидит Провал с техасской компанией не остудил пыла Туркменбаши. В качестве основного партнера Ниязов и на этот раз рассматривает американцев. Вопрос о трубопроводе обсуждался на встрече Ниязова с помощником госсекретаря США Элизабет Джонс, посетившей Туркмению в феврале. "Ситуация так изменилась, что, возможно, интерес американских компаний к проекту возродится", - отметила Джонс по завершении переговоров.

В сложной внешнеполитической обстановке Туркменбаши умело пытается получить финансовые дивиденды, не теряя даже части своей власти. Договариваясь с американцами, Туркменистан одновременно обязался ежегодно поставлять в Россию 25--30 млрд кубометров природного газа в течение 15 лет. То есть Ашхабад делает ставку не только на прозападные проекты и экспортные маршруты.

Россия может проиграть сражение Интерес американских компаний может проявиться, если Ниязов предложит им взаимовыгодные условия вхождения в проект. Контролировать газовые потоки объемом 100 млрд кубометров в год (по оценкам Ниязова) не откажется ни одна компания, тем более американская. Что же касается интересов России, они прямо противоположны. Кроме ненужной "Газпрому" конкуренции на мировых рынках, грозящей падением цен на газ, Россия может лишиться 30 млрд кубометров туркменского газа, которые закупаются для внутреннего рынка. Закрыть его потребности собственными силами "Газпром" пока не в состоянии.

СПРАВКА

В соответствии с разработанным ранее проектом, протяженность трансафганского газопровода должна составить 1460 километров - от туркменского Довлетабада до пакистанского Мултана. Планировалось, что трасса пройдет и через афганский Кандагар. Пропускная способность трубопровода может составить 15 млрд кубометров газа в год с перспективой расширения до 20 млрд.

gzt.ru

Предыдущая статьяТуркменбаши и Карзай создают "газовый Кувейт"
Следующая статьяВ Киргизии отмечено некоторое снижение миграционных настроений у этнических русских после придания русскому языку статуса второго официального языка