без России не обойтись
Владимир Скосырев Сегодня начинается рабочий визит главы временной администрации Афганистана Хамида Карзая. Его должен принять Владимир Путин.
Первый прямой контакт между представителем новой власти в Кабуле и российским руководством на высшем уровне важен для обеих сторон. Ведь не секрет, что правительство Карзая опирается на иностранные, прежде всего американские штыки. У Карзая устойчивая репутация прозападного политика. А внутри страны, по мнению многих американских экспертов, его влияние эфемерно, поскольку под ружьем у временной администрации нет сколь-либо значимых вооруженных формирований.
Однако именно этот умелый дипломат, прекрасно говорящий по-английски, олицетворяет стремление Афганистана покончить с наследием "Талибана" и восстановить разрушенную страну. Значит, несмотря на тесные связи российских военных с Северным альянсом, Москве в будущем придется иметь дело с новой законной властью. Тем более что Карзай старается укрепить свою легитимность с помощью бывшего короля Афганистана Мохаммада Захир Шаха, во время правления которого сотрудничество между Москвой и Кабулом успешно росло. На днях, как сообщил Карзай, 87-летний монарх, живший в эмиграции в Италии, возвращается на родину.
Если судить по заявлениям Путина, да и других российских официальных лиц, Москва извлекла уроки из провала военной интервенции, в которую вовлекли СССР вожди КПСС. Главный урок состоит в том, что Россия больше не собирается отправлять воинские подразделения в Афганистан - даже во имя благородной цели искоренения гнезд террора на его земле. Тогда в чем же состоит роль России в новых афганских реалиях? По словам президента, Россия "готова оказывать посильную поддержку в восстановлении экономики страны, решении насущных гуманитарных и социальных проблем".
Парадокс состоит в том, что советское вооруженное вмешательство, предпринятое, в частности, во имя того, чтобы защитить солидные капиталовложения нашей страны в Афганистане, обернулось крахом объектов советской экономической помощи. Но, как говорит бывший посол СССР в Афганистане Юлий Воронцов, небольшие заводы, ремонтные мастерские прекрасно себя показали. Наши специалисты нашли газ и построили сооружения по его транспортировке. Эти объекты при участии наших инженеров могут быть быстро возвращены к жизни, полагает Воронцов.
Предметом переговоров в Москве станет борьба с преступностью, терроризмом и наркоугрозой. Последняя тема обретает особо актуальное звучание. Английская контрразведка МИ-5 и полиция бьют тревогу по поводу того, что в нынешнем году в Афганистане ожидается рекордный урожай опийного мака. А ведь в 2000 году из-за засухи, а также запрета выращивать наркотическое сырье, введенного талибами, поставки афганского героина в Европу и Северную Америку снизились. В этом году ожидается, что они возрастут. Значит, необходимо налаживать координацию действий между спецслужбами России, центральноазиатских государств и Афганистана.