НЕВЗЛИН: "ДИАСПОРОЙ НИКОГДА НЕ ЗАНИМАЛИСЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО"
Во вторник в Совете Федерации пройдет "круглый стол", посвященный "проблемам соотечественников за рубежом". О том, какие именно вопросы будут рассматриваться, "Известиям" рассказывает заместитель председателя комитета по международным делам Совета Федерации Леонид НЕВЗЛИН, с которым побеседовала Наталия БАБАСЯН.
- В России существует немало структур, занимающихся работой с соотечественниками за рубежом. Почему ваш комитет решил тоже заняться этой проблемой?
- На самом деле число этих структур небольшое и, как ни странно, до сих пор не существует федерального ведомства, которое координировало бы эту работу и отвечало за нее. В результате государственные, общественные и прочие организации возникают и не находят никакой поддержки, а их деятельность не координируется. Для Совета Федерации было совершенно естественно инициировать обсуждение этого вопроса. Большая часть регионов и республик России имеют диаспоры за рубежом. Так что проблема поднята исходя из интересов регионов. Кроме того, всегда в основном говорилось о проблеме защиты прав соотечественников в ближнем зарубежье. В рамках международного комитета мы будем больше внимания уделять тем, кто живет в дальнем зарубежье.
- В ближнем зарубежье живет, как утверждает официальная статистика, 20 миллионов выходцев из России, в дальнем - около десяти. Насколько оправданно ориентировать работу на тех, кого меньше и кто не нуждается в поддержке?
- Я считаю оправданным заниматься каждым отдельным человеком. 10 миллионов - это огромная цифра. Кроме того, это иная диаспора. Она имеет большую историю существования и в то же время она в большей степени брошена нами и лишена нашего внимания. Ею никогда на профессиональном уровне не занимались.
- Наши соотечественники в дальнем зарубежье - это три волны эмиграции, из которых вторая и третья не хотят иметь с Россией ничего общего...
- Они не хотели иметь ничего общего с Россией в первую очередь из-за политических проблем, из-за неприятный личных воспоминаний, связанных, например, с органами госбезопасности. Но сейчас Россия - другая страна, и эмигранты это прекрасно понимают. Настроения меняются, людей, которые остались в старой системе координат, сейчас уже мало.
- К чему конкретно будет сводиться сотрудничество с соотечественниками в дальнем зарубежье?
- Люди, живущие в дальнем зарубежье, - не самые пассивные, не самые необразованные и не самые глупые. Мы не можем сказать, что у нас в России таких людей избыток. В этом смысле дальнее зарубежье - это наш кадровый резерв. Наша задача - мотивировать этих людей, чтобы они работали на нас.
- А что вы конкретно можете им предложить?
- Надо разработать законы, которые бы создавали условия, мотивирующие их приезд и работу здесь. К примеру, предусмотреть облегченный режим получения рабочей визы, вида на жительство и гражданства. Это могло бы быть чем-то вроде закона о репатриации. Почему бы не предоставить льготы соотечественникам, которые хотят заняться бизнесом в России?
- Но реализация подобных планов требует серьезных затрат. Кто будет финансировать эту деятельность?
- Желательно, конечно, некое государственное финансирование, а дальше должен быть сбор средств. Я думаю, что многие из российских бизнесменов сочтут за честь поучаствовать в реализации такой программы.
- С соотечественниками из каких стран вы собираетесь налаживать связи в первую очередь?
- Мы будем исходить из интересов России. Поэтому в первую очередь нужно взять страны, где наших соотечественников больше и их влияние растет. Это Америка, Германия и Израиль, а также другие страны, в которых имеется соответствующий потенциал.
- Вы не боитесь, что вся эта деятельность закончится созданием какой-нибудь очередной структуры, которая будет просто проедать бюджетные деньги?
- Я противник создания каких-либо новых структур. Они чаще всего паразитируют или начинают торговать близостью к тому или иному органу власти. Мы ничего такого поощрять и плодить не собираемся.
- Владимир Гусинский и Борис Березовский - тоже наши соотечественники в дальнем зарубежье. Вы собираетесь с ними работать?
- Они не совсем соотечественники, скорее граждане в отъезде. Но если будет выгодно, станем сотрудничать и с ними. Я лично за то, чтобы сотрудничать со всеми. Вопрос лишь в оценке пользы для страны.