CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

vremya.ru

Философские беседы. Ашхабадский саммит собрали не для того, чтобы решить проблему Каспия

22 апреля 2002

беседы. Ашхабадский саммит собрали не для того, чтобы решить проблему Каспия

Сегодня в Ашхабаде большой праздник. В гости к Туркменбаши приехали президенты Азербайджана, Ирана, Казахстана и России. Они все составляют пятерку лидеров каспийских государств, которая впервые соберется вместе, чтобы «обменяться мнениями» относительно того, как им «жить, работать и дружить» в регионе Каспия.

Второй десяток лет пять прикаспийских столиц пытаются поделить между собой это то ли море, то ли озеро и договориться о правилах игры. Главным призом в ней являются нефть и газ, запасы которых уже устали сравнивать с резервуарами Персидского и Мексиканского заливов, Северного моря и Аляски. Второй десяток лет никто не хочет уступать в этой игре, поэтому она все это время идет без правил. Нефть в Каспии давно качает Азербайджан, почти разделили между собой нефтеносные поля на каспийском шельфе Россия и Казахстан, и в то же время спорят и враждуют из-за нефти попарно Азербайджан и Туркмения, Иран и Азербайджан.

Но если бы пространство спора ограничилось только пятеркой каспийских игроков, а ведь за спинами как минимум двух из них, Казахстана и Азербайджана, маячит тот, кто взвинчивает ставки в этой нескончаемой игре, -- Вашингтон.

Фактор «шестого прикаспийца» без обиняков обозначил вчера шеф казахстанской дипломатии Касымжомарт Токаев. «Присутствие США в прикаспийском регионе отвечает интересам Казахстана в обеспечении национальной безопасности республики, мы сотрудничаем с американцами и будем это делать», -- заявил г-н Токаев, выступая в парламенте своей страны. Демарш Астаны накануне Ашхабада выглядит демонстрацией силы, с позиции которой она собирается продолжать свою недавно начатую «личную» игру на Каспии -- с Тегераном. Вслед за каспийским саммитом состоится казахстанско-иранское рандеву. Президент Ирана Мохаммад Хатами уже завтра вечером прибудет в Астану с официальным визитом, где будет обсуждать с казахстанским лидером «перспективы строительства нефтепровода из Казахстана в Иран через территорию Туркмении». Тегерану не нравится присутствие Большого Сатаны -- Америки, но он заворожен завлекательной идеей нефтяной торговли с миром по схеме swap, замещения потребляемой им казахстанской нефти на продажу своей.

Америке не нравится подобное заигрывание с Ираном (на официальном уровне, на другом же -- техасского нефтяного лобби -- американцы уже давно не страдают подобными политическим комплексами, эту идею обсуждали в декабре прошлого года во время деловой части визита г-на Назарбаева в Хьюстон). Но Вашингтону очень нужна казахстанская нефть: долить ее в трубу Баку--Тбилиси--Джейхан, чтобы сделать ее рентабельной и увести от транзита через Россию. Именно эта игра в американско-иранско-казахстанском треугольнике предвещает в ближайшем будущем гораздо большую интригу, чем та, что идет внутри каспийской пятерки.

Саммит начнется сегодня помпезными мероприятиями в ашхабадском дворце приемов «Рухиет». Никто из пяти президентов не рассчитывает на «каспийский прорыв». Не станут пугать и Иран новым каспийским порядком, антиперсидским «союзом четырех» каспийцев СНГ. Посидят, поговорят, возможно, даже подпишут согласованный уже документ, который назовут «декларацией», но там не будет определенно двух сердцевинных статей, говорящих о том, как же будут делить «то ли море, то ли озеро». Сапармурат Ниязов на правах хозяина предложит гостям порассуждать о «философии Каспия» и не углубляться в ненавистные детали срединных линий раздела и определения их координат. Завтра рано утром, еще до начала второго протокольного заседания «пятерки», туркменский президент соберет журналистов и расскажет им о своей «философии». А потом саммит закроется, а Каспий останется. Открытым для нового дележа. Потому что время делиться на самом деле еще не настало.

Аркадий ДУБНОВ

vremya.ru

Предыдущая статьяКарзай привез домой символ процветания Афганистана
Следующая статьяВ Ашхабаде сегодня открывается саммит прикаспийских государств по вопросу правового статуса Каспия.